«Сердце сердцу весть подаёт» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

30.06.2008

"Сердце сердцу весть подаёт"

«Поздняя любовь» А.Н. Островского в Омском драматическом театре «Галёрка». Режиссёр-постановщик – Андрей Максимов. Сценография и костюмы – Олега Белова (г. Курган). Музыкальное оформление – Сергея Шичкина.
«Поздняя любовь» – надо заметить, удачный выбор театра «Галёрка». Приверженность к лучшим образцам русской классической драматургии стала замечательной и доброй традицией этого коллектива.
Произведения А.Н. Островского – это настоящие литературные шедевры на все времена, их долговечность проверена столетиями. Театр был для драматурга «зеркалом» общества, кафедрой, с которой можно учить зрителя истине и красоте. Вклад Островского в летопись общественной жизни и нравов России второй половины XIX века ярко воплотилось в его пьесах. Черты характеров, обрисованных автором; пороки, безжалостно осмеянные им, живы. Иначе бы не могли жить не сцене его пьесы, жить полнокровно, сложно, прихотливо, с настойчиво подчеркнутой злободневностью, созвучностью новейшим взглядам сегодняшнего дня.
Борьба за человека, за осознание им своего права на жизнь в лучших социальных условиях составляет глубокий смысл и пьесы «Поздняя любовь».
Перед режиссером стояла задача как можно более полно донести текст Островского, вскрыть все тонкости и психологические глубины, таящиеся в нём, таком прозрачном и тонком.
Островского всегда называли «чародеем языка». А в этой пьесе особенно ощутима живая речь русского народа, которую сам драматург называл «жемчугом окатистым и чистым».
Драматург, так тонко понимавший движения души, которые ярко высвечивались в созданных им образах, всегда полагался на актёров. Именно от них всегда зависел успех его пьес. Островский постоянно признавался в любви к русским лицедеям. И оценивая их актёрское мастерство – добавлял: «Сердце сердцу весть подаёт».
Андрей Максимов определил жанр своего спектакля как «сцены из семейной жизни». В «Поздней любви» режиссёра больше волновали вопросы нравственные, нежели социальные. Он хотел рассказать «про чувства», о любви, про то, что составляет самую главную часть жизни человека.
Сценография и костюмы Олега Белова, музыка Сергея Шичкина помогали режиссёру в спектакле создать атмосферу, где нужда и бедность заставляют людей с большим трудом отстаивать своё человеческое достоинство в «тёмном царстве» самодуров, купцов – хищников, прощелыг и хапуг. Сила денег затмевает самые лучшие и прекрасные чувства в человеке.
Шаг за шагом, с крючочка на петельку, режиссёр создаёт сложную тонкую вязь взаимоотношений персонажей спектакля. В сумрачной комнате, где всегда экономят свечи, где на столе стоит самовар для богатых посетительниц хозяйки дома, вдовы Шабловой, где в прихожей раздаются вопли кота Васьки, который после уличных любовных похождений натыкается на ведра и корыто, перед нами предстают непростые судьбы очень разных людей. Актриса Татьяна Майорова в роли Шабловой всегда в центе событий. От неё не может ускользнуть ни одна подробность в поведении своих взрослых сыновей и постояльцев адвоката Маргаритова и его дочери Людмилы. Она не только хорошо гадает на картах, но с лёгкостью постигает их мысли и намерения, жизнь научила её ловчить и лгать, притворяться через лицом угрожающей нищеты. Надежды на сыновей не оправдались. Шаблова – сводня и мастер на тёмные дела. Замечателен язык этой роли. Актриса мастерски преподносит нам, зрителям, жемчужины русской речи. Но при всём своём цинизме и изворотливости, которые Татьяна Майорова преподносит зрителям не жалея сочных красок, мы ощущаем второй план роли – сокровенные материнские чувства, тревогу за судьбы сыновей.
Большой удачей спектакля стала работа заслуженного артиста Владимира Грачёва в роли адвоката Маргаритова. В окружающей его мрачной, нищенской среде он пытается бороться за честь своей профессии. Лишения подкосили его силы. Вся его любовь сосредоточена на дочери. Для него она «святая». И то, что она полюбила Николая Шаблова, кутилу и вертопраха, он проглядел. Поэтому удар, который наносит ему жизнь, – решение дочери уйти к Николаю, – самый тяжёлый. Эта сцена сыграна актёром с подлинным драматизмом, захватывает темпераментом, искренностью чувств. И когда события начинают раскручиваться в позитивном русле, он как чистый и добрый ребёнок находит в себе силы вернуть свою любовь Людмиле и поверить в нравственное возрождение её избранника.
Интересно решен образ Николая Шаблова (актёр Александр Карпов). На первый взгляд, безвольный и легкомысленный, заблудившийся в долгах и «амурах», он переживает временные превратности судьбы. Вот только дайте ему «перебеситься», почувствовать почву под ногами, адвокат Шаблов обретёт прочное положение в обществе, станет прагматичным, расчётливым крючкотворцем, сродни сегодняшним процветающим бизнесменам. Он красив, изящен, умен и сумеет завоевать не одно женское сердце, а также вывести на чистую воду происки и хитрости «путаной бабёнки» Лебёдкиной, пытавшейся его обмануть и обвести вокруг пальца.
Людмила в исполнении актрисы Светланы Бондаревой входит в спектакль скромной швеёй, спокойной, сдержанной. Людмила – «бесприданница», «бедная невеста». По сложившимся предрассудкам того времени, она не вышла в срок замуж. И потому её любовь «поздняя». В ней угадываются глубоко скрытые страстные чувства, это – горячая привязанность к отцу, вспыхнувшая любовь к Николаю. «В том только счастье, когда живёшь для других», – говорит она. Актриса создаёт характер человека сильного, цельного. Она готова на любые жертвы, лишь бы спасти любимого ею человека от бесчестья; верит, что в нём ещё не потеряны хорошие человеческие качества. Спокойно и просто она отдаёт вексель Николаю, хорошо зная, какой удар принесёт её поступок отцу. Свой долг исполнила с достоинством, ничего не требуя взамен. Совесть Николая получила сильный удар, заставила пересмотреть свою жизнь, увидеть истинную сущность подлой, бесчестной Лебёдкиной, поверить в искренность, и самоотверженность Людмилы. При всех достоинствах этой работы Светланы Бондаревой хотелось бы пожелать актрисе более разнообразных по краскам и интонациям нюансов, более ярких и выразительных в проявлении «поздней», единственной в её жизни любви, эмоциональных всплесков, которые смогли бы образ героини сделать более объемным, женственным и обаятельным.
Варвара Харитоновна Лебёдкина в исполнении Натальи Новиковой появляется в затхлом мире захолустья семьи Шабловых как порхающая бабочка, красивая, яркая, лёгкая, очаровательная. Её женское обаяние неотразимо для мужских сердец. Её главный девиз: «За деньги можно сделать всё». Она враг опасный и бессердечный. Непостоянство и капризы жестокой и циничной эгоистки позволяют Лебёдкиной манипулировать влюблённым в неё Николаем, она способна обездолить жизнь семьи Маргаритовых. Но как её характеризует вдова Шаблова, «она женщина, создание слабое, сосуд скудельный… С виду великая, а поглядеть поближе, довольно малодушна. Запутается в долгах, да в амурах, ну и шлёт за мной на картах гадать…» Свою уязвимость она обнаруживает довольно быстро. Эта работа Н. Новиковой сделана очень точно, сценически остро, с богатым арсеналом выразительных средств. Замечательно сыграна актрисой сцена, где проявляется отвратительно хищническая сущность Варвары Харитоновны, когда она бросает в огонь заёмное письмо и отказывается от всех обещаний. Перед нами – злобная фурия, способная сокрушить всё на свете. Жаль, что полюбившаяся омичам актриса покинула город…
…Органично входит в спектакль в исполнении Павла Кондрашина купец Дороднов. В общем звучании актёрского ансамбля его голос, как представителя нарождающегося капитализма, вносит свои убедительные краски и акценты.
Нельзя не заметить и не оценить работу Александра Никулина в роли Дормедонта, младшего сына Шабловой. Он, на первый взгляд, неказист и смешон, не блещет умом. Но это только внешняя оболочка. Он человечески глубже и благороднее своего брата. В нём проявляется глубоко трогательный, лирический образ скромного, хорошего человека. Его любовь к Людмиле чиста и трогательна. Он искренен, честен, кроток. Этот нелепый, забавный человек с простодушной, наивной и чистой душой ребенка как магнитом притягивает к себе своей энергетикой, сокрушающим обаянием, покоряет мягким юмором и человеческим своеобразием. Его повторяющаяся реплика: «У нас всё честно и благородно» – идёт под аплодисменты, вносит светлые оптимистические краски, доказывает, что не всё в этом мире безотрадно, что есть в этой жизни хоть и «поздняя», но любовь, неподвластная миру денег; есть добро, побеждающее зло во всех его проявлениях.

Светлана Кулыгина

Журнал «Омск театральный»