Омский муниципальный театр драмы и комедии «Галерка» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

03.09.2004

Омский муниципальный театр драмы и комедии "Галерка"

Омск с давних времен имеет репутацию культурного центра Сибири. Город красив сочетанием милой старины и современности. Он раскинулся по берегам реки Иртыша и Оми. История города восходит к 18 столетию. Петровский гвардеец Иван Бухгольц высадился весной 1716 года со своим отрядом на берегу вольного Иртыша, на том месте, где река принимает в свое широкое русло тихую Омь. По указу Петра Великого и его наместника в Сибири князя Матвея Гагарина первопроходцы возвели военное укрепление для охраны южных Российских границ. Так родился Омск. В городе несколько уникальных музеев: литературной имени Ф. М. Достоевского, рассказывающий о пребывании писателя в Омском остроге, музей изобразительных искусств имени М. Врубеля -уроженца Омска, памятник деревянного зодчества — мемориальный музей народного художника России Кондратия Белова. Богатое литературное наследие оставили писатели и поэты-омичи — Петр Драверт и Антон Сорокин, Всеволод Иванов, Леонид Мартынов и Павел Васильев, Тимофей Белозеров и Сергей Залыгин.

Омск — город театральный и музыкальный. Гордостью омичей является Академическая драма с богатой, больше века родословной, а также сравнительно молодой, но уже снискавший славу Академический симфонический оркестр. Помимо Академического театра в городе до начало 90-х годов успешно сосуществовали еще три государственных театра: ТЮЗ, Музыкальный и «Арлекин».

«Галерка» родилась во время далекое от оптимистических надежд на незыблемое будущее… Это был 1990 год. Пустовали залы даже престижных Российских театров с богатыми традициями.

Театр начался не «с вешалки», а с лидера и тех надежных сподвижников, которыми стали управление культуры городской адмюшстрации и производственное объединение «Полет». Владимир Витько как лидер на перепутье не стоял и сомнениями в эстетической позиции не мучился. Театр, получив в 1991 году статус муниципального, внятно и полногласно заявил, что он вне авангарда и постмодернизма. Свое мироощущение будет черпать в русской и современной классике, пытаясь проникнуть в бесценные сокровища великих драматургов, ибо в русской пьесе есть все: романтизм, реализм, сатира, абсурд, гротеск и прочее, прочее. Классика настолько современна, что не требует произвола над ее содержанием. «Галерка» существует в реалистической манере игры, что позволило критикам назвать ее «оазисом прекрасного традиционализма».

8 декабря 2004 года театру исполняется 14 лет. В афише -жемчужины отечественной драматургии: Д. Аверкиев «Фрол Скабеев», А. Островский «Лео», И. Тургенев «Месяц в деревне», А. Чехов «Свадьба», А. Толстой «Касатка», «Лентяй».

«Галерка» с уважением относится к классикам украинской, белорусской, грузинской литературы. В репертуаре театра комедия А. Цагарели «Ханума» и «Шельменко — денщик» Г. Квитки-Основьяненко.

Современная драматургия представлена произведениями Александра Вампилова, Василия Шукшина, Степана Лобозерова, Владимира Крупина. В 2003 году театр завершил пятилетний творческий проект «Александр Вампилов — последний драматург-классик ушедшего XX века». Конечной целью проекта стало представление широкой общественности Омска и других регионов страны драматургического наследия выдающегося сибирского драматурга, выраженного в постановке на сцене «Галерки» всех пяти завершенных пьес.

Спектакли в режиссуре художественного руководителя Владимира Витько стали событием не только культурной жизни Омска, но и других городов, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы, исследования, рецензии авторитетных критиков и вампиловедов. Завершением творческого проекта стало проведение самим театром фестиваля «Пять вечеров с драматургом Александром Вампиловым». При полных зрительных залах, многочисленных гостях из Москвы и Иркутска была совершена небывалая по силе художественного, интеллектуального и эмоционального воздействия эксклюзивная акция, вошедшая, по мнению критиков, журналистов и зрителей, в историю Российского театра. «Галерка» неоднократно приглашалась для участия во Всероссийских и Международных фестивалях со спектаклями вампиловского цикла. Успех коллектива, неоднократно подтверждался наградами жюри.

В ноябре прошедшего года спектакль «Провинциальные анекдоты» был показан московским зрителям на 1 Международном театральном форуме «Золотой Витязь».

Спектакль «Во всю ивановскую», созданный по трем произведениям известного русского писателя Владимира Крупина: «Прощай, Россия, встретимся в раю…», «Во всю ивановскую», «Повесть о том, как…»? возник в афише театра далеко не случайно.

Владимир Витько вынашивал эту идею несколько лет. «Это наш автор, — говорил в одном из интервью художественный руководитель. — В нем удивительно гармонично соединились стихии высокого, смешного и грустного. Его рассказы и повести задевают самый широкий диапазон чувств. Читая их, плачешь и смеешься, размышляешь о жизни, о своих в ней корнях».

Спектакль-притча «Во всю ивановскую» имеет продолжительную сценическую судьбу. Рожденный в 1997 году, он до сих пор любим зрителями. Время поменяло исполнителей. Уже другие актеры выходят на сцену. Спектакль по-прежнему волнует, он не утратил поэтичности. Разве что стал еще более острым, проблемным в связи с большими нравственными катаклизмами, происшедшими в нашем заболевшем обществе.

Вспоминается приезд в Омск Владимира Крупина, то волнение, с каким писатель ожидал премьеру. «Постановка для меня была очень радостной, — говорил в интервью газете «Омское время» Владимир Николаевич. — Я даже испытывал совершенно счастливое ощущение, что это не я написал… Но очнусь и приятно. Замечательный ансамбль, прекрасный коллектив. Вот только что ты до слез смеялся над меткими афористичными перлами «чудика» Евлампия и вдруг по ходу действия спектакля ловишь себя на том, что наворачиваются слезы, но уже грусти, слезы, может быть, подспудного понимания того, как много в России потеряно и много, увы, безвозвратно».

В спектакле «Во всю ивановскую» не будет главных героев. Перед зрителями предстанут деревенские жители с чудаковатыми характерами, сочным и метким языком, рвущейся наружу болью за происходящее на русской земле. «Нас, любящих Россию, никто не слушает», — скажет один из крупинских персонажей. Действие развернется то в бане, то на кладбище в день Ивана Купалы, то в поле. События застанут героев в час грусти и веселья, когда раскрывается характер человека, его душа.

В спектакле заняты ведущие актеры театра: Юрий Гребень, Владимир Кокин, Татьяна Майорова, Валентина Киселева, Светлана Романова, Виталий Баусов, В массовых сценах участвуют молодые актеры — выпускники Иркутского театрального училища. Они приехали в «Галерку» всем курсом вместе с педагогом Валентиной Дуловой сразу по окончании училища весной 2004 года.

Расставаясь с коллективом театра, Владимира Крупина сказал: «Город ваш огромный, город культурный, город, который в Сибири держит уровень нравственного свода».

Владимир Витько

Художественный руководитель Омского театра драмы и комедии «Галерка», режиссер спектакля «Во всю ивановскую», заслуженный артист Российской Федерации.

«Театру «Галерка» 14 лет … Время — обманчивая субстанция: движется быстро, неуловимо и неумолимо. Самое трудное в этом беге времени — удержаться на плаву, не впасть в отчаяние, не изменить делу, которому ты служишь.

Театр остался верен главной заповеди репертуарной политики; надо стоять на своей земле, питаться от своих корней, познавать «жизнь человеческого духа» через сущность русского характера, чтобы зритель почувствовал: все увиденное им на сцене из «его же тела взято». Я категорически отрицаю искусство, способное разрушить гармонию, ввергнуть человеческую душу в жестокость, черствость, равнодушие и уныние. Думаю, что храм Божий и храм искусства должны идти рука об руку и нести людям веру, надежду, любовь.

Владимир Крупин один из почитаемых авторов в нашем театре. При встрече в Москве в уютном доме, за самоваром, мы не смогли наговориться. Он человек верующий, натура цельная, глубокая, с энциклопедическими знаниями истории православной религии, считает, что единственным аккумулятором творчества может быть родная земля, ее люди, ее язык, ее радости и горести. Мне хочется, чтобы после просмотра спектакля «Во всю ивановскую» зрители хоть на миг задумались о себе: откуда они родом, где их корни, что может доброго сделать человек на своей земле, а за что придет расплата…»

Владимир Крупин русский православный писатель, мастер отечественной прозы.

Автор многочисленных рассказов, повестей: «Живая вода», «Во всю ивановскую», «Крестный ход», «Прощай, Россия, встретимся в раю», «От рубля и выше», «Паперть», «Сороковой день», «Повесть о том, как…» — Владимир Крупин исследует духовный мир простого человека, который хочет осознать: кто мы, откуда мы, куда идем…

«Почему у нас иногда такое томительное состояние? Вроде чего уж? Руки — ноги целы, с утра завтракали, деньги в кармане шевелятся, так отчего вдруг так тяжело на душе?

Чтобы не было тяжело на душе, надо ее и очищать, и лечить, и кормить. Грипп лечим, а душу лечить не хотим или не можем. Поэтому, конечно, надо в Бога верить. От этого, с одной стороны, жить становится легче, а с другой, не надо обольщаться — жить становится труднее, потому что душевно жить нетрудно. А духовность это иное. Это путь Православия. Он предполагает жертвенность ограничения…»

Из беседы писателя Валерия Мурзакова с Владимиром Крупиным. Газета «Омское время».