ОМСК. Творческая ревизия
Для Омского драматического театра «Галерка», известного своей верностью русской классике и психологической школе, начался новый этап. Около тринадцати лет театр вел кочевую жизнь, которая, несмотря на трудности, по-настоящему прославила коллектив. «Галерка» проехала с гастролями всю Россию, выступая в отдаленных северных и южных городах, играла спектакли на сцене культурной столицы, в легендарном театре Богдана Ступки и даже во Франции и Италии.
Долгая реконструкция заводского дома культуры, где начался путь «Галерки», завершилась осенью 2018 года. Худрук Владимир Витько с благодарностью вспоминает, что годы ожидания зрители разделили с театром. Многие буквально «кочевали» вместе с ним, посещая из года в год спектакли «Галерки» на разных площадках. А в общественном транспорте, на улицах незнакомцы порой подходили и спрашивали: «Ну что, когда достроитесь? Мы тоже ждем…»
Теперь на месте долгостроя — великолепное здание в стиле русский модерн площадью 7 800 квадратных метров. Роскошное не только по региональным меркам: с тренажерным залом для артистов, душевыми в каждой гримерке, специальной комнатой для зрителей, возвращающей к подзабытому понятию театрального этикета. Неудивительно, что в обновленную «Галерку», и так не обиженную вниманием зрителя, хлынул народ — билеты туда достать непросто. Сами артисты и службы, истосковавшиеся по дому, истово взялись за работу. Адаптируется к новой сцене текущий репертуар, ставятся премьеры, восстанавливаются спектакли, которые пришлось законсервировать на время реконструкции здания. Всего за четыре месяца было сыграно почти 150 спектаклей, которые посетило около 40 тысяч зрителей.
Но, несмотря на плотный график, «Галерка» не стала отменять или переносить свой традиционный, любимый публикой Внутритеатральный фестиваль. Третий форум прошел в начале весны и представил сочетание премьерных постановок и спектаклей-долгожителей, один из которых — практически ровесник театра. Чем не возможность окинуть взглядом творческий путь длиной почти в 30 лет, провести внутреннюю ревизию? Ведь каждый вечер после спектаклей худрук и артисты выходили в зал услышать мнение зрителей и членов жюри. Такие встречи — искренние, неформальные — вдохновляют и подтягивают, не дают развиться косности и снобизму. Обновление происходит часто не только внутри спектакля или роли — живой разговор со зрителем подталкивает к определенным решениям в репертуарной политике.
Открывался фестиваль спектаклем с удивительной сценической судьбой — «Фрол Скабеев» по пьесе Д. Аверкиева. Он был поставлен в 1994 году Станиславом Илюхиным, часто выбиравшим «нехоженые тропы» — драматургию, которая редко встречается на театральной сцене. Спектакль, отмеченный наградами престижных фестивалей и вошедший в золотой фонд «Радио России», пришлось «заморозить», когда здание закрылось на реконструкцию. Размах, с которым была воплощена атмосфера старинных святочных гуляний, не позволял играть его на меньших площадках. Много лет работники театра бережно хранили декорации и десятки исторических костюмов, в числе которых — шубы из натурального меха, достать которые в бедные 90-е годы было равносильно подвигу.
Сегодня спектакль захватывает своей масштабностью, энергетикой: в нем занята почти вся труппа, действующая очень слаженно и в драматических, и в танцевальных сценах. Молодой «плут» Фрол Скабеев (Дмитрий Цепкин), задумавший жениться на богатой девушке, которую и не видел-то раньше, — далек от современных аферистов. В нем столько удали, проницательного ума и обаяния, вкупе с озорством и прямодушием, что не полюбить этого героя сложно.
Два фестивальных дня были посвящены премьерам, поставленным уже на новой сцене театра. В основе одной из них комедия «Новый год forever, или Невероятный бобслей» драматурга и актрисы Елены Скороходовой. Владимир Витько нечасто обращается к современной драматургии, но в этой пьесе его привлек характер главного героя Ивана (Дмитрий Цепкин) — ученого, человека, который в ворохе житейских проблем остается верным себе, поднимается над бытом. Молодые актеры здесь не столько разыгрывают сюжет, на первый взгляд простой и «мелодрамный», сколько выстраивают тонкие отношения между героями — в этом привлекательность спектакля.
Пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого «За двумя зайцами», переведенная А.Н. Островским, раскрылась на сцене театра как история не о брачной афере, а о мире и о семье. Эта семейность очаровывает сразу — с появлением стариков Сирко (Павел Кондрашин и Татьяна Курилова), напоминающих старосветских помещиков Гоголя своей простотой и тихой глубокой привязанностью. А в финале режиссер Николай Парасич взял на себя смелость добавить всего две фразы, благодаря которым зал разражается смехом, а враждующие родственники Проня Сирко (Оксана Богданова) и Лымариха (Светлана Романова) заключают друг друга в объятья. Пьеса оканчивается арестом жениха-банкрота, но режиссеру важнее не торжество справедливости, а торжество чувств — прощения, родства.
Потому кажется, что именно Проня в исполнении Оксаны Богдановой — главное действующее лицо спектакля: она правда любит смешного Голохвостого со всей робостью, пылкостью и глупостью, свойственной молодой девушке, воспитанной на дурацких романах. Известие о предательстве жениха снимает пелену с глаз — ей уже не до «хвасона», ей больно, и ее жаль. Прохиндей Голохвостый замечательно, с упоением сыгран Артемом Савиновым, который буквально протанцовывает свою роль — настолько в нем много драйва и азарта. Голохвостый лжет красиво, самоуверенно, но всегда наобум: мол, обойдется как-нибудь. Его и не нужно арестовывать — собственная ограниченность и черствость и так делают его изгоем.
В рамках фестиваля была представлена трилогия по пьесам нашего современника Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним», «Семейный портрет с дензнаками» и «По соседству мы живем». Таким образом «Галерка» хотела поклониться спектаклям, которые не только собирали и собирают полные залы, а помогают формировать философию театра, дают простор для актерской игры, воплощения очень разных, непростых, но узнаваемых характеров. Эти душевные истории о чудаковатых деревенских жителях нравятся зрителям, и вовсе не потому, что деревня здесь идиллическая — Лобозеров пишет о сложных конфликтах между родными людьми, о нищете, о безалаберности. Но ярче всего — о необходимости слушать и слышать друг друга, не терять нравственных ориентиров. Костяк спектаклей — это талантливые артисты старшего поколения — Валентина Киселева, Павел Кондрашин, Николай Парасич. И, конечно, необыкновенная Светлана Гассан, исполняющая роль бабки во всех трех спектаклях и покорившая своей игрой самого драматурга. Работающая в театре со дня его основания, актриса поражает легкостью, энергичностью и тем, как полнокровно проживает каждый момент роли — бросается ли она с табуретом защищать свою семью от «врага» или с горечью и любовью смотрит на ссорящихся детей.
Проект завершился спектаклем «Последняя попытка» по пьесе Михаила Задорнова — спектаклем, который живет в репертуаре уже 28 лет. В театре признаются, что отправить его на заслуженный отдых никак не получается — зритель не отпускает.
Традиция проводить внутритеатральный смотр крепко вошла в жизнь коллектива, который уже рассказал об особенностях следующего фестиваля. Его «Галерка» намерена посвятить одному из любимых драматургов театра — Виктору Розову.
Фото предоставлены театром
Источник: «Страстной бульвар»