На крыльях вдохновения
Спектакль «Миленький ты мой» Михаила Ворфоломеева в Омском драматическом театре «Галёрка». Режиссёр-постановщик – народный артист России Валерий Алексеев. Художник – Светлана Пекарина. Композитор – Сергей Шичкин.
« У любви тысяча аспектов, в каждом
из них – свой свет, своя печаль,
Своё счастье и своё благоухание».
К. Паустовский
Волшебство актёрского перевоплощения, магия сценического действия, его колдовская сила над зрителем – главная суть театра. Нетленными и современными остались эти понятия и сегодня. Именно они дают силы и крылья актёрам на пути восхождения к мастерству.
Неподвластно времени и неистребимо притяжение театрального искусства, оно всегда будет будоражить умы и служителей муз, и тех, кто каждый вечер заполняет зрительные залы.
Пьеса Михаила Ворфоломеева «Миленький ты мой» привлекла внимание народного артиста России Валерия Алексеева темой театра.
Для её героев – Геннадия Раздеваева (артист Александр Карпов) и Евгении Сундуковой (вначале эту роль играла Наталья Рыбьякова, сейчас – Светлана Крюкова) сцена стала смыслом жизни. Валерий Алексеев хорошо сознавал, что материал пьесы, написанный в период перестройки, далеко небезупречен в композиционном отношении, в разработке характеров в отдельных эпизодах, в решении антиалкогольной темы, столь злободневной в тот период. Режиссёру пришлось «перелопатить» всю пьесу, приблизить к сегодняшнему дню. В фокусе его внимания оказалась история взаимоотношений двух талантливых людей, что расширило духовное пространство пьесы, создало поэтический настрой, в котором искусство и жизнь соединились в нерасторжимом единстве. Режиссёрскую концепцию удачно подхватила и воссоздала художник Светлана Пекарина. Так возник подиум, который открывается и закрывается прозрачной занавеской; старинная мебель, включая клавесин, конторку, кресло, афиши, повествующие о былых триумфах артиста Раздеваева. С помощью этой атрибутики так легко было героям спектакля побеседовать с Гоголем и пофантазировать на тему корифеев русской сцены – Щепкина, Мочалова. А на подиуме Женя Сундукова сумела доказать, что ей по плечу блистательные роли Нины Заречной, Марии Стюарт, а Гена Раздеваев вдохновенно прочёл стихи Пушкина.
Так в спектакле возникает «театр в театре». И когда под Новый год падает со стены полотно, появляется звёздное небо. Оно воспринимается как метафора высокой мечты, как обещание счастья, как пленительное новогоднее чудо.
Достоинство спектакля в его ритме и настроении, в причудах сюжетных поворотов, в оттенках шуток, в захватывающей игровой стихии взаимоотношений героев пьесы.
Психологический рисунок образов словно растворён в рисунке музыкальном композитора Сергея Шичкина. В спектакле есть воздух, поэзия, атмосфера лиризма, комедийная заразительность.
Лейтмотивом проходит найденная, созвучная чувствам Раздеваева и Сундуковой песня – «Проститься… нету сил». В ней ощущается боль и тревога за своё хрупкое счастье, которое в любой момент может быть разрушено…
Существование героев на сцене можно определить таким понятием, как дуэт. И соотношения актёрских голосов, и дар «спеться» неслучайны и гармоничны. Оба испытывают огромное наслаждение от процесса сценической игры, слаженности актёрского дуэта с множеством переходов от одного настроения к другому.
Девушка со станции Лужки приехала в Москву. Как и тысяча других, она решила связать свою судьбу с театром. Немало талантливых самородков из глубинки принимала столица в свои объятья, сколько их становилось гордостью и славой русского искусства.
Восемь лет назад побывал с концертом артист Раздеваев на станции Лужки, знаменитой сундучным промыслом, и покорил сердце юной провинциалки, заронил в ней мечту о театре.
За эти годы схоронила она отца, мать. Работала фельдшером – ветеринаром, много читала, вела в клубе драмкружок, переиграла множество ролей.
Для своей первой встречи с Геннадием в Москве основательно подготовилась, решила ошеломить актёрскими способностями. И во всём блеске изобразила деревенскую тетку, которая «лаптем щи хлебает» и мечтает «поступить в театр».
Лавры Фроси Бурлаковой из фильма «Приходите завтра» пришлись ей по вкусу. Она врывается в квартиру артиста и ошеломляет его своим необузданным, лукавым задором и темпераментом. Бродит в ней весёлый хмель молодости, избыток сил, она берёт внимание публики непосредственностью, открытостью чувств и своеволием игры. Нелегко пришлось бедному артисту, которого Женя застала спящим после очередной попойки.
Больше года прошло, как Геннадия выгнали из театра. От него ушла жена к другому, он вынужден был продать много ценных вещей. Зелёный змей властно вторгся в его жизнь, парализовал волю. Обо всём этом Женя узнала, когда сразу после приезда посетила театр, в своём смешном деревенском обличье, в валенках 42-го размера, неподъёмным чемоданом с провиантом.
Комедийная, игровая стихия, виртуозно и психологически точно и чётко выстроенная режиссёром, с первых минут покоряет зрителей. Нельзя без восторга и смеха воспринимать словесные перепалки и каскад вранья, которые герои спектакля обрушивают друг на друга.
Выставить за дверь непрошеную гостью не так-то просто. Чего только стоит сцена перестановки чемодана за дверь. Это настоящее комическое действо, пластический экзерсис. В одних трусах и майке, согнутый в три погибели, Гена волоком продвигает чемодан, тяжесть которого угрожает навсегда лишить его возможности разогнуть спину.
Но вот прошёл кураж, и перед нами девушка незащищенная, обиженная, плачущая собирается на вокзал. Какое сердце не дрогнет и не поспешит принять в ней участие! И конечно, она остаётся, быстро приободрилась и даже решилась… попеть два часа. И среди целого наворота песен прозвучала самая главная – бесхитростная, берущая за душу «Миленький ты мой», высветилась единственная на всю жизнь любовь.
Постепенно, шаг за шагом, Женя начинает влиять на все обстоятельства жизни Раздеваева. Она поняла, что не всё ещё пропито, и Гена сможет подняться и вернуться к себе прежнему – трагикомическому артисту, которого ждут в театре, на съёмочной площадке, в концертном зале.
И вот блещет чистотой квартира, у Гены появился элегантный костюм, возобновляются связи с главным режиссёром театра. Женя, как добрая фея, руководит судьбой артиста и сама преображается неузнаваемо – грациозная, нарядная, с хорошими манерами и утончённым вкусом.
Она стала, по её же собственным словам, «зрелой женщиной, красивой и обаятельной, полной огня и скрытой жизни».
Артист Карпов во всех своих ипостасях в роли Раздеваева проявляет себя как мастер яркого сценического рисунка. Температура остроты и заразительности повышается от одной сцены к другой. Ему удаётся передать в этом образе наивное и смешное, непосредственное и трогательное, агрессивное и беззащитное – сложную гамму тонов и полутонов человеческой души.
Он живет в этой роли свободно, органично, естественно, без нажима и наигрыша в комических и лирических сценах. Бесконечно добрый и обаятельный, он покоряет сердце Евгении. Внутренний «камертон» актрис Н. Рыбьяковой и С. Крюковой чутко откликаются на всё происходящее. Притягательность и интенсивность душевных движений, эмоциональных переходов от одного состояния к другому покоряет искренностью и глубиной. Покоряют они и артиста Раздеваева, он начинает влюбляться в это чудное создание. Как откровение прозвучат её слова: «Ты позвал меня в путь дальний. Сказал: в мире есть поэзия, есть музыка. В мире есть высокое. Иди к нему, и я пошла. Пусть я не достигла совершенства, но я слышу звуки небес…»
На фоне звёздного неба, на подиуме они исследуют свою жизнь этюдным методом. Оказывается, можно говорить о погоде – а это будет всё о любви… И ещё можно констатировать обидные промахи и слабодушие. Ведь прошли годы, а Раздеваев так и не сыграл Бальзаминова и князя Мышкина, много времени «ошивался» около модных режиссёров, зарабатывал на вечеринках у богатеев, танцуя чечётку. Пристрастился к спиртному…
А почему ушла жена? А потому, что устала тащить на себе его непарадную жизнь. Раздеваев думал только о себе. А сейчас его обуревает страх, что снова сорвётся и запьёт.
«Ты не паяц. Ты артист, – успокаивает его Женя. – Ты умеешь очаровать душу. Ты умеешь её услышать».
Она открыла для себя очень важную жизненную формулу, что « самое главное в человеке – это милосердие». Я не понимала, что это так, но теперь уже знаю…»
Сердце рвётся пополам и кровоточит, оно переполнено чувствами, которые, как поётся в известном романсе, «сильнее страсти, больше чем любовь». Такое восприятие жизни – мета особенная, свойственная русским женщинам, которые из века в век говорят любимому: «Жалею тебя», значит, люблю беспредельно, жертвенно, до полного отречения от самой себя.
Пьеса Ворфоломеева заканчивается тем, что Женя отправляет Раздеваева на Новый год к жене, Кире, которая вновь одинока и ждёт его. А для себя вызывает такси в аэропорт, чтобы навсегда покинуть Москву.
Режиссер Валерий Алексеев вносит свои коррективы – оставляет финал открытым, Гена уходит с тортом и шампанским, но затем быстро возвращается, – а Жени нет… Он бежит вслед. И мы видим через занавеску, что они вместе, ей очень трудно расстаться…
В мире иллюзии сделать всех счастливыми легко, а в жизни куда труднее. Для этого нужен большой запас душевных сил, сердечной щедрости. Что будет с героями в дальнейшем – мы не знаем. Диалог, начатый на сцене, и после спектакля не даёт покоя, наполняет раздумьями.
И очень хочется верить, что судьба будет благосклонна к этим двум полюбившимся нам героям пьесы, и подарит им, как в доброй рождественской сказке, счастливые мгновения, в которых будет «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь».
Автор: Светлана КУЛЫГИНА