"Галерка" - самый русский театр Омска
«Что ни дело, то комедия» — последняя премьера «Галёрки» по малоизвестной пьесе А. Островского. Созданная без малого полтораста лет тому назад, комедия эта – о нашей с вами жизни. Мошенник, ловкий пройдоха, буйный пьяница, простодушный влюбленный – в трактовке режиссера Владимира Витько все эти персонажи легко узнаваемы. Они будто перекочевали на сцену из нашей грустной и небезопасной реальности. Их истории поучительны – но, как всегда у «Галёрки», — без назидательности и скуки. Театр учит бороться с негодяями и защищать свою любовь, но учит весело, остроумно, с песнями, танцами и фейерверком режиссерских находок. Из прекрасного подобранного актерского состава отметим юного Антона Зольникова в роли влюбленного купеческого сынка, в роли его матери – бесподобную Светлану Крюкову (её, словно спетое инопланетной гостью, «е-е-е-есть!» надолго застревает в памяти зрителей), в роли буйного папаши Тит Титыча – Александра Карпова, лауреата премии им. Щеголева.
Молодежная труппа «Галёрки» в очередной раз блеснула своей музыкальностью (педагог по вокалу – И. Кирдяшкина), пластичностью (хореограф – С. Пономарева) и готовностью к прямому диалогу с залом. Впрочем, озорной приказ со сцены: «А ну-ка, выключите мобильные телефоны, кому говорю?!» — снова дошел далеко не до каждого. Никак омские старушки не научатся обращаться с техникой.
Вполне органично вписались в ткань пьесы и русские народные инструменты. Многофункциональные декорации курганского художника О. Белова порадовали глаз простотой и изяществом. Словом, премьера удалась. Однако вопросы у поклонников театра к режиссеру остались. И главный из них: когда, наконец, всеми любимая «Галёрка» обретет своё здание?
Наш обозреватель Мария Дарьюшина встретилась с заслуженным артистом России, главным режиссером театра Владимиром Витько.
— Владимир Федорович, как вообще театр может жить без постоянной сцены?
— По правде говоря, сам удивляюсь. Четвертый сезон мы мотаемся с площадки на площадку. Музыкальный театра, «Арлекин», Дома актера, ДК Шинного завода дают нам временный приют, но, честно говоря, в таких ситуациях театры просто гибнут. А мы выполняем план, готовим премьеры. Конечно, не все актеры могут выдержать такое психологическое давление. Несколько талантливых актеров ушли в другие театры, кто – то отправился на поиски счастья подальше от Омска, две трети молодых артистов уже в Москве. Я никогда не осуждаю. Еще не известно как бы я сам поступил, будь молодым и амбициозным, оказавшись в театре «без стен». С другой стороны, экстремальные условия – хорошая проверка людей «на прочность». Сейчас сложился «костяк», с которым можно планировать настоящую серьёзную работу. Средства на реконструкцию здания театра осваиваются, не позднее декабря 2009 годы мы должны выйти на новую сцену.
— Откуда такая уверенность в сроках? По нынешним временах и на месяц вперед загадывать боязно…
— Новоселье приурочено к проведению в Омске VII Международного театрального форума «Золотой Витязь». Когда мы получили «Бронзового Витязя» за «Деньги для Марии» В. Распутина, писатель обещал приехать к нам на открытие нового здания. Таких дорогих гостей мы должны принять достойно. На форум съедутся не просто театралы – лучшие коллективы из Сербии, Болгарии, Польши, Украины, Белоруссии, те, кто своей главной задачей считает обращение к живой человеческой душе. Мы не можем подвести коллег. Поэтому, думаю, «Галёрка» отпразднует свое 19-летие в новом здании. На 2008 год у нас запланировано 8 премьер – пять из них уже состоялись, даже в иные благополучные годы такой интенсивной работы не было. Театр решил в этом году отказаться от всех поездок, чтобы провести полноценный сезон здесь, в городе. Средства, выделенные министерством культуры для нашего участия в театральном фестивале, мы потратили на аренду Дома актера. И я благодарен труппе за понимание.
— Ваш «конек» — русская драматургия, Шаховской, Островский. Не бросают ли вам упрека в старомодности? Многие театры ныне увлеклись авангардом, эротикой…
— Чем хорош Островский? Прежде всего своей абсолютной русскостью. Чехов, Достоевский – авторы общечеловеческого звучания. А у Островского конфликты, характеры, язык – всё наше родное, глубинное. Мы нашли малоизвестную пьесу драматурга «Тяжелые дни», её редко кто ставит, не исключено, что именно из – за мрачного названия. Поэтому в нашей афише она звучит по – другому: «Что ни дело, то комедия». Еще одну комедию у нас будет ставить режиссер Максимов из Санкт – Петербурга (Лобозеров, «Маленькая комедия на лоне природы» — М.Д.). Предыдущая его работа, «Поздняя любовь» Островского, органично вошла в наш репертуар. Эти авторы не устарели ни единой своей строкой! Мы делаем русский театр с его психологизмом, любовью к человеку, широтой души. Наверное, это не совсем в ногу со временим. Современный театр по западному образцу увлечен патологиями, физиологизмом. Кино, телевидение, литература – все сегодня увлеклись жизнью тела. Но для меня это не предмет искусства. Патология – вообще больше по части медиков. Зрители уже соскучились по нормальным, здоровым взаимоотношениям. Телодвижений может быть сотня, ну, две сотни. А движений души – бесконечный космос. Тело ограниченно, а душа – необъятна. Особенно душа русская. Поэтому, конечно, никто нам никаких упреков не бросает, наоборот, зрители подходят после спектакля и говорят: «Спасибо! Благодаря вам мы вспомнили, что мы – русские». И это очень радует.
Автор: Мария Дарьюшина