«Галерка» пять лет спустя | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

03.03.2009

"Галерка" пять лет спустя

Омская «Галерка» — известный в Сибири оазис театрального традиционализма. Создавая свое детище в 1990 году, Владимир Витько воплощал именно эту идею: строить русский психологический театр, взращенный на репертуаре, составленном из отечественной классики и современной русской пьесы, театр исконных реалистических традиций. В некотором смысле эта сцена — заповедник, изучающий русскую драматургию и классического русского героя с его национальным характером и типичными «вопросами духа». Театр вне западных веяний, авангарда и постмодернизма, вне суетной моды.

Познакомившись с «Галеркой» пять лет назад и получив возможность снова побывать в тех краях, теперь с интересом уточняешь собственные впечатления пятилетней давности.

И через пять лет в «Галерке» все тот же репертуарный костяк, что был когда-то. Знаменитый «Фрол Скобеев» Д.Аверкиева в песцах и соболях, заполняющих сцену. Тургеневский «Нахлебник» с легендой сибирского театра — актером Юрием Гребнем. Неослабевающая любовь к Вампилову, воплощенная в не сходящих со сцены «Прощании в июне» и «Прошлым летом в Чулимске». Грибоедовский «Студент», которого вам все равно не увидеть больше нигде, лобозеровская деревня в «Семейном портрете с посторонним».

Да, пьесы, накрепко слившись друг с другом, идут непривычно долго, обнаруживая свою жизнестойкость. Зал заполняется до отказа. Репертуар понимается как абсолютно невременная константа: окружающая жизнь между тем куда-то себе течет, театральная мода приходит и уходит, а страдающий тургеневский нахлебник все потрясает и потрясает зрительские сердца. Ощущение застывшего времени на отдельно взятой сцене, куда ни Сорокина, ни Пелевина, ни Акунина не пустят, кажется, никогда.

Эксклюзивность репертуара «Галерки» становится с годами все смелее. Лобозеровская пьеса, продолженная «Семейным портретом с дензнаками», превратилась сегодня в деревенский диптих. Начав ставить Алексея Толстого, Витько тоже, словно не имея сил остановиться, делает целый триптих: «Касатка», «Кукушкины слезы», «Лентяй». Ну а с Вампиловым вообще особый сюжет: Вампилов ставится весь. «Прощание в июне», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске», «Свидание в предместье» («Старший сын»), на выходе «Утиная охота» и остальное.

Во всем этом есть какая-то чисто русская безбрежность: желание исчерпать всего автора, исчерпать до дна, превратив сцену в собрание его сочинений. Позиция романтическая и максималистская: или все — или ничего! В отношении к Вампилову сыграла роль еще и проблема его недовоплощенности в нашем театре, вошедшая уже в историю советской сцены. А случай «Галерки» — отголосок этой проблемы. Что ж, браво! И если это романтизм, то где еще быть романтиками, как не на сцене?

Конечно, вампиловские спектакли «Галерки» осмысливаются в совокупности как наши «истории», «эпос» и «миф». Как общее вампиловское поле. Когда тебя обступает декорация Чулимска, а следом «Свидания в предместье», выстроенная В.Мелещенковым как единая, грандиозная вампиловская Атлантида, когда вновь родной вампиловский народец разворачивает перед тобой свое бытие и свою драму характеров, рассказанные слезно и страстно, то понимаешь, что это уже не просто спектакль, а национальные Былины, Сказание, Эпопея.

Реалистическая живопись тут не скупится на подробности, сценическое время адекватно жизненному, а картины русского характера действительно являют главную силу постановки. Здешний театр — это «театр людей», с серьезнейшим подходом ко всем персонажам пьесы и подробнейшей партитурой людских отношений. «Моя позиция по отношению к театру незыблема. Объект искусства — конкретный человек», — постоянно уточняет Владимир Витько.

Во всем, что он ставит, не ощущается никакой жажды сценического блеска. Лишь серьезное и подробное растворение в теме, в человеке. Вот лобозеровский «Семейный портрет с дензнаками». Обаяние какой-то необычной простоты. Так сегодня уже не ставят. Никакого режиссерского концепто-диктата. На сцене царит трогательный натурализм, эдакое повествовательное сельское бытописательство, напомнившее вдруг шукшинскую стихию «простого мира», тоже ушедшую. Тема наша, родная — деньги, свалившиеся на русского человека, с которыми он всегда не понимал, что делать.

Алексей Толстой проходит в «Галерке» по жанру легкой, акварельной комедии, трактуемой с неожиданным французским изяществом. «Касатку» поставил петербургский режиссер Сергей Ражук, сделав из слезной славянской мелодрамы резвую «игру на качелях». «Лентяй» же — детище самого Витько, открывшего нам эту неизвестную прелестную пьесу. И слепившего из нее элегантную, легкомысленную «штучку», в коей привычного режиссера-реалиста вроде бы и не узнать. Однако не был бы он собой, если б и в гуще комедии все равно не разыграл бы высокую драму. Где главный герой в исполнении Валерия Скорокосова, романтический мечтатель, влюбленный в загадочный женский портрет, пропел нам со сцены невероятную и гибельную песнь любви.

Сам Витько, между прочим, по-прежнему играет в доброй половине своего репертуара, и выбор его ролей также многое может о нем сказать. Это роли трагические, сыгранные неистово и оказывающиеся центром любой постановки. Он и на актерском поприще — безусловный лидер, твердо ведущий за собой свое сплоченное войско.

Омск

Ольга Игнатюк