Ангелы и демоны
В драматическом театре «Галёрка» снова премьера. На минувшей неделе зрителю был представлен спектакль или, как определяют жанр постановки сами её создатели, драматический трактат о справедливости по одноимённому роману великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (12+).
Для «Галёрки» это не первый опыт обращения к текстам Достоевского. В 2012 году состоялась премьера спектакля «Братья Карамазовы», который относительно недавно был восстановлен. Сам Фёдор Михайлович считал, что его произведения не подходят для театра, но любящий и умеющий работать с русской классикой омский коллектив это не смущает. Ведь Достоевский ставит в своих произведениях вопросы бытия, а они будут актуальны во все времена.
История молодого человека Родиона Раскольникова тоже и сегодня звучит современно. Хотя реальная история, которая легла в основу хрестоматийного романа, произошла ещё в январе 1865 года, когда молодой москвич Герасим Чистов убил топором двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Достоевский был знаком с отчётом полиции по этому делу и гениально творчески переосмыслил историю преступления. Создав уникальный художественный образ и отразив сложнейший мировоззренческий конфликт.
– Мне кажется, по силе влияния на искусство Раскольников – это русский Гамлет. Персонажи, которым человек сопереживает в XX–XXI веке, словно взяли истоки из этого образа: бунтующего героя, которого разрывает внутренний конфликт морального толка, – рассказал перед премьерой режиссёр спектакля Егор Витько. – Это герой, проявляющий благородные черты и в то же время – способность к жёстким реакциям, тяжёлому заблуждению, к преступлению. Он мечется между тьмой и светом, бунтуя против того, кто его создал: против общества, или родителей, или культуры… А в итоге это всё упирается в бунт против Создателя, против Бога.
Философская сложность романа и его главного героя не помешала создателям спектакля сделать его интересным и захватывающим. Спектакль не затянут по времени, и двухчасовое действо смотрится на одном дыхании. При том, что антураж его сведён к минимуму: немного декораций, приглушённый свет и один костюм на персонажа.
В постановке нет и сцены убийства старухи-процентщицы и её младшей сестры. От показа жестокого убийства авторы решили отказаться. Получилось преступление без жертв. Зритель видит только руку убийцы, наносящую смертельные удары топором в комнате.
Для инсценировки спектакля Витько-младший выбрал всего семь героев, сделав коллизии большого романа камерными. Жанр был выбран неслучайно. Ведь трактат выводит на первый план не сюжет, а содержание. В данном случае обнажая главный конфликт двух представлений о справедливости: божественного и ложно человеческого.
В этой связи создателям постановки важно было покопаться в подвалах души главного героя. И актёр Евгений Власов смог мастерски показать постоянные душевные метания Раскольникова и гордыню, которая и сделала из него убийцу. Раскольников находится в центре всеобщего внимания. Вокруг него происходят все события. Но мысль об убийстве главному герою подаёт Пётр Степанович. Человек, лишённый моральных принципов, в умелом исполнении молодого актёра Василия Анохина, который сумел показать всю тёмную сущность своего персонажа.
В романе у этого героя нет имени. Достоевский его вывел как безымянного студента из трактира. Пётр Степанович очень похож на Верховенского из романа «Бесы». В спектакле режиссёр весьма убедительно воссоздал диалог между Раскольниковым и Верховенским, который напоминает разговор Адама со змеем-искусителем. Анохин не жалеет красок для своего персонажа. Даже в его движениях замечаются змеиные повадки.
В постановке всего два женских образа из романа. С ролью младшей сестры Родиона Авдотьи Романовны Раскольниковой отлично справилась Кристина Салангина. Дуня обладает сильным характером, но в то же время она мягкая и грациозная.
А добрую, женственную и честную Сонечку Мармеладову ярко и очень эмоционально сыграла Наталья Сухоносова. Как и в литературном первоисточнике, Соня много времени проводит в разговорах с Раскольниковым. Она поддерживает его в трудные минуты, многое прощает и, по сути, является воплощением христианской добродетели. Если Пётр Степанович – это искушающий Раскольникова демон, то Соня – спасающий его ангел. Её решение после суда над Родионом ехать с ним в Сибирь вызвано не только одиночеством и возникшей в её сердце любовью к запутавшемуся бывшему студенту, но и желанием помочь его духовному воскресению. Возможность которого даже после самого страшного падения стала главной идей и великого романа Достоевского, и его бесспорно удачного воплощения на сцене «Галёрки».
Вячеслав ГУЛЯЕВ.
Фото Ирины КОВАЛЁВОЙ.