Жить, дыша в унисон. Быть на сцене вместе - благословение или тяжкий крест?
Семейные актёрские пары в омских театрах не редкость, но мало кто из них играет дуэтом. У артистов «Галёрки» Екатерины Латыповой и Дмитрия Цепкина совсем другая история — они всегда вместе: и в жизни, и на сцене.
Нынче они стали лауреатами омского областного XXVI и ХХVII конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» — получили премию как лучший дуэт 2020 года за спектакль «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега. Дмитрий рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», каково играть в дуэте и почему он не любит усы, а Екатерина раскрыла тайну, что у неё написано в паспорте.
По желанию режиссёра
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Чем для вас стала премия областного конкурса-фестиваля?
Дмитрий Цепкин (Д. Ц.): Я премию без Кати, наверное, не получил бы, а Катя без меня смогла бы.
Екатерина Латыпова (Е. Л.): Для нас это очень важная и почётная награда, потому что в дуэте играть всегда сложнее, чем в одиночку. То, что мы с Димой супружеская пара, не помогает. В работе от этого, наоборот, нужно отрешаться, чтобы наши отношения в реальности не искажали характер наших сценических персонажей. Поэтому мне приходиться смотреть на Диму как на партнёра, а не на мужа. Это сложно, но очень интересно с актёрской точки зрения.
— У вас равноправный дуэт или кто-то из вас ведущий, а кто-то ведомый?
Д. Ц.: В нашем дуэте паритет сил — мы равноправны. Никто никому не мешает, не указывает, как нужно играть, двигаться, что чувствовать. Мы доверяем друг другу и режиссёру-постановщику.
Е. Л.: Дуэтом в принципе играть сложно. Нужно настолько слиться, ощутить себя одним целым, чтобы у зрителей был отклик.
— Ваша пара, пожалуй, единственная из всех актёрских пар в омских театрах, которая очень много играет вместе. Какой дуэт ваш самый любимый?
Е. Л.: Мне все наши дуэты нравятся, хотя наиболее близка по духу пара Диана — Теодоро. Для меня этот дуэт наиболее значим.
Д. Ц.: Не могу сказать того же о себе. Мне непросто далась роль Теодоро, так как герой — ведомый. Я долго не мог понять, что должен делать на сцене, так как действия персонажа полностью зависят от воли главной героини — графини Дианы де Бельфлор. Мне от этого было некомфортно. А вот наш с Катей дуэт в спектакле «В день свадьбы», наоборот, очень гармоничен.
— Есть великолепная экранизация комедии «Собака на сене», в которой Диану играла Маргарита Терехова, а Теодоро — Михаил Боярский. Не мешало знание фильма создавать собственные образы?
Е. Л.: Ни Дима, ни я, к сожалению, а может, к счастью, не помнили этот фильм. Когда мы спросили режиссёра, стоит ли посмотреть экранизацию, нам сказали, что не нужно. Когда перед глазами образец отличной игры, сложно удержаться и не повторить. Поэтому мы не стали освежать память и играли так, как сами чувствовали.
Судьба быть вместе
— Как долго складывался ваш дуэт?
Д. Ц.: Наш дуэт изначально — желание режиссёра. На самом деле это не благословение, а крест. Мы играли вместе, когда были в очень сложных отношениях. И это было непросто.
— Глядя на вас, создаётся впечатление, что вы всегда были вместе…
Е. Л.: В нашей жизни был момент, когда мы расстались, пошли каждый своей дорогой, причём в абсолютно разные стороны. Но однажды эти дорожки снова соединились. Спасибо театру за это. (Улыбается.)
— Вы любимы публикой. И, конечно же, зрителям интересна история вашей любви. С чего всё началось и кто кого завоевал?
Д. Ц.: Мы были однокурсниками, учились в Челябинской академии культуры и искусств. С моей стороны это была любовь с первого курса. Но я не спешил, действовал по доброму охотничьему закону: за ланью не бегать, ждать, пока она сама придёт в расставленную ловушку. В общем, покорял Катю постепенно, и на четвёртом курсе мы стали парой. В Омск, в «Галёрку» мы приехали как семейная пара, хотя не были официально женаты. Два года работы в театре стали серьёзной проверкой наших отношений на прочность. Мы не ссорились — просто разошлись. А потом Катя вышла замуж…
Е. Л.: Я очень этого хотела. Дима тогда не понимал и не принимал моего желания официально оформить отношения. Став женой другого человека, я поставила точку на прошлом.
Д. Ц.: Но играть вместе мы не перестали, хотя было безумно сложно. Были мысли уйти из «Галёрки», уехать в другой город. Я понимал, что не нужно личные переживания проецировать на театр. Мы оба ушли с головой в работу… Вот и доработались. Четвёртый год вместе. Прошу заметить — официально женаты. (Улыбается.)
Е. Л.: Нашу пару ни в какую не хотели разбивать. Как смотришь назначение на роли: да что ж такое, снова Латыпова — Цепкин! Значит, это судьба, нечего было разбегаться.
— Дмитрий, вы когда-нибудь предполагали, что ваша жена будет актрисой?
Д. Ц.: Конечно, нет. Я не думал, что и сам буду актёром. Но когда им стал, ощутил, насколько эта профессия тяжёлая, не хотел, чтобы моя будущая жена была коллегой по актёрскому цеху. Встреча с Катей перечеркнула все мои мысли. Теперь я рад, что моя жена — актриса. Она меня понимает с полуслова и полувзгляда. Не думаю, что смог бы построить такие же гармоничные отношения с кем-то другим.
Добавить драмы
— Есть роли, которые вам хотелось бы сыграть?
Д. Ц.: Когда в 2011 году мы только пришли в театр, в силу обстоятельств на нас обрушилось много ролей, причём возрастных. Чтобы выглядеть старше, мне, юному и худенькому, приходилось клеить усы — с тех пор я их терпеть не могу. Сейчас, наоборот, запрещают отращивать усы и говорят худеть, чтобы вписываться в юный образ, а мне хочется играть персонажей своего возраста — 30-40 лет. Хотя одна роль-мечта у меня в копилке есть — я сыграл её в 2012 году. Это Алёша в спектакле «Братья Карамазовы».
Е. Л.: Безусловно, есть роли, которые хочется сыграть. До вершины нам ещё далеко, есть куда расти и к чему стремиться. Мечтаю сыграть Анну Каренину — этот образ меня очень зацепил, Настасью Филипповну из романа «Идиот» Достоевского. В общем, есть потребность в эмоциональном экшене.
— Есть ли желание сыграть в спектакле, поставленном только для вас двоих как сложившегося дуэта?
Е. Л.: Есть мечта с института поставить спектакль «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Но пока Диму не удаётся уговорить.
Д. Ц.: До этого нужно дозреть. Я пока не нашёл тот кураж, который помог бы мне сыграть в этом спектакле. Если делать, то хорошо…
— Позволяете себе в спектакле подшучивать над коллегами?
Д. Ц.: Только в детских спектаклях, и то редко. Хотя если послушать возрастных актёров, они в своё время такие шутки выдавали, что наше поколение в плане хулиганства на сцене потеряно — мы скучные. С другой стороны, шутка шутке рознь. Хулиганить нужно так, чтобы было красиво и остроумно, без пошлостей. Нам хватает того, что на сцене периодически кто-то забывает текст и нужно срочно выйти из некрасивой ситуации, заполнить паузу.
Е. Л.: Кстати, Дима мастер по спасению таких сцен. Он тонко чувствует партнёра, знает, куда следует переместиться, что сказать и сделать.
— Вы служите в прекрасном театре. Но если вам в нём станет тесно, на сцене какого театра хотелось бы сыграть?
Д. Ц.: Тут у нас с Катей полное единодушие — театр имени Вахтангова. Но мы не любим город, в котором этот театр находится.
В театре — одни, дома — другие
— Дома обсуждаете работу?
Д. Ц. и Е. Л.: Нет. Наше правило — работу оставлять на работе.
Д. Ц.: Мы и так очень много времени проводим в театре. Дом — место, где мы отрешаемся от работы.
Е. Л.: Мы дома не учим тексты, не репетируем, хотя актёрская работа идёт постоянно — в голове.
— Екатерина, вас в Омске знают как Латыпову. А кто вы по паспорту?
Е. Л.: В реальности я Цепкина. Латыпова — моя девичья фамилия, которая сейчас стала псевдонимом. Мне она очень нравится, поэтому мы с Димой решили, что я буду женой и мамой — Цепкиной, а как актриса останусь Латыповой.
— Не секрет, что дети актёров вырастают за кулисами и мечтают о сцене. Ваш сын ещё не делился с вами планами по покорению театральных подмостков?
Е. Л.: Леониду чуть больше двух лет, поэтому планов пока нет, но у него уже был дебют. Он выходил вместе с папой поздравлять женщин — Вы сами хотите, чтобы ребёнок продолжил актёрскую династию?
Е. Л.: Если у него будет стремление стать артистом и талант, то мы препятствовать не будем. Лёня периодически нас удивляет: танцует лезгинку, хотя никогда и нигде этого не видел; в телевизоре увидел актёров, выходящих на поклон, и теперь кланяется так же.
Д. Ц.: Я не желаю сыну актёрской судьбы. Но если он захочет, пусть пытается реализоваться на этом поприще.
— Екатерина, Дмитрий, вы в Омске живёте 10 лет. Город стал для вас родным?
Е. Л.: Для нас родным стал театр «Галёрка», Омск в целом, увы, нет. Хотя наш ребёнок — омич, и люди, которые живут в Омске — замечательные, настоящие, надёжные, с не зачерствевшими от невзгод душами.
Источник: «Аргументы и Факты»