В «Галерке» репетируют спектакль «Мастер и Маргарита» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

05.09.2022

В «Галерке» репетируют спектакль «Мастер и Маргарита»

Омский драматический театр «Галерка» откроет новый сезон премьерой – спектаклем «Мастер и Маргарита». Первые зрители увидят сценическое воплощение легендарного романа Михаила Булгакова 7, 8, 9 октября.

Обратившись к одному из самых мистических романов ХХ века, творческая команда театра столкнулась с большим количеством непростых, но интересных задач. О том, как идет работа над спектаклем, рассказал режиссёр-постановщик Егор Витько. 

— Роман «Мастер и Маргарита» – произведение, которое считают сложным и рискованным для тех, кто берется за его постановку. С какими мыслями Вы приступили к работе?

— Роман многослойный, он сам по себе очень насыщен – смыслами, яркими образами. Там есть баланс внешней эксцентрики и внутреннего содержания, сочинять что-то свое по мотивам романа мне кажется лишним. К тому же, произведение «Мастер и Маргарита» – это не окончательная редакция, изданная самим автором. Некоторые исследователи утверждают, что в нем есть вещи, которые Булгаков для себя не до конца определил, и трудно с этим не согласиться. До сих пор ведутся дискуссии по поводу отдельных линий и персонажей. И поэтому нам важно понять, вскрыть основную авторскую интенцию, такая задача поставлена всем – от актеров до художника.

— Роман объединяет сатирическую и мистическую линии, историю любви Мастера и Маргариты, десятки персонажей... На чем Вы решили сделать акцент?  

— Булгаков писал роман в конце 20-х, 30-е годы прошлого века, в эпоху модерна. Это время, когда прошел ряд гуманитарных революций, и одна из главных была связана с теорией относительности. Утверждалось мнение, что нет центра, нет точки, которая помогает нам все понять, узнать истину. Эта мысль ассимилировалась в мировом сознании, и мне кажется, нашла место и в романе Булгакова. Там ни одно событие не подано как объективный взгляд – мы лишь видим, как воспринимают происходящее те или иные герои. И большая часть сцен написана с позиции двух персонажей, это Иван Бездомный и Маргарита. Их связывает фигура Мастера. Через образ Ивана Бездомного раскрывается тема поэта, чей талант стоит на службе лжи. Неслучайно Мастер при первой встрече угадывает в нем человека невежественного. А позже он называет молодого поэта учеником, ведь в лечебнице Иван проживает перерождение. Понимает, что художник должен писать не по заказу, а о том, что идет из его души. Мне интересно разобраться, как преломляется тема творчества и в судьбе Мастера, и в судьбе Ивана Бездомного.  

— Одной из самых обсуждаемых всегда была роль Воланда и его свиты в романе. Каков Ваш взгляд на этих персонажей?

— В романе мы ни одного действия не видим с позиции нечистой силы, и по сути, не знаем, откуда она пришла. Вопрос, на чьей стороне действуют Воланд и его свита, не имеет четкого ответа. Ведь они и провоцируют, и наказывают, и помогают. Есть мнение, что у Булгакова все метафизические силы на одной стороне. Если у Достоевского Бог и дьявол борются, а поле битвы – сердца людей, то в романе «Мастер и Маргарита» конфликт другой: борьба между материальным и духовным, метафизическим. И Воланд в этой системе – инструмент воздаяния, тот, кто работает с «нехорошим элементом». Но он не просто исполнитель роли экзекутора, в этом персонаже есть противоречия, есть внутренняя тоска. И на мой взгляд, она проистекает из того, что он вечно обречен быть палачом, работать с грешниками.

— В работе над спектаклем задействованы разные специалисты, в том числе специалист по цирковому искусству. Они помогают создать атмосферу мистического, фантастического мира? 

— Без мистики здесь никак. Можно ли обойтись без полета Маргариты или сцены бала? Думаю, нет. Конечно, воплотить на сцене фантастический реализм – непростая задача. Понятно, что мы не можем показать все так, как описано в книге, но мы однозначно будем создавать не бытовую историю. Надо учитывать, что в романе есть не только смысловая глубина, но и гротеск, от которого нельзя отказаться.

Мы плотно работаем с балетмейстером и педагогом по пластике. Ведь, например, Коровьев и Бегемот – это практически цирковые персонажи. В них есть клоунское начало, поэтому важны не только их характеры, но и пластический образ героев. Очень органично в спектакль вошла музыка Александра Скрябина, который жил и творил немного раньше Булгакова. Она звучит и современно, и мистично, в ней есть ощущение бесконечности, космоса, которое мы чувствуем и в самом романе. 

— Какие темы романа близки лично Вам? И хотели бы Вы, чтобы спектакль ставил перед зрителем какие-либо вопросы?

— Основной для меня стала тема художника и его бессмертия. Как художник может оставить свой след в истории? Только благодаря искусству. Но Мастер, столкнувшись с отверженностью, не хочет больше писать, сжигает роман. По известному библейскому выражению, он зарывает свой талант в землю. А ему пытаются дать понять: ты не должен так делать, иначе ты отворачиваешься от божественного. И в финале книги Мастер заканчивает свой роман, он все-таки выбирает творчество. 

В этом романе тема творца, художника связана с темой миссии человека, его предназначения. Во-первых, человек не должен служить злу, лжи. А во-вторых, то, что дано, нужно реализовать. Не хочу менторствовать, но, мне кажется, если бы люди чаще вспоминали о данном им внутреннем богатстве, таланте и душе, наверное, мир бы выглядел иначе. Я далеко не старик, но и у меня есть ощущение, что наши интересы и жизнь становятся все более скудными. Роман побуждает задавать эти вопросы: зачем живет человек, чем жертвует ради второстепенной, сиюминутной выгоды. 

Автор: Анна Манакова