Сергей Стеблюк: «Здесь хорошая творческая атмосфера» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

21.03.2022

Сергей Стеблюк: «Здесь хорошая творческая атмосфера»

В Омском драматическом театре «Галёрка» кипит работа над знаменитой пьесой А.Н. Островского «Не все коту масленица». Спектакль ставит московский режиссер Сергей Стеблюк, человек для театрального Омска не чужой. Еще в 1994 году он выпустил в «Галёрке» спектакль «Шуты села Степанчикова», названный критиками большой режиссерской удачей. В двухтысячных С. Стеблюк служил главным режиссером в Омском академическом театре драмы, его спектакль «Брат Чичиков» был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска».  

Первые показы спектакля «Не все коту масленица» пройдут 8, 9, 10 апреля. А пока режиссер поделился в интервью своими воспоминаниями о сотрудничестве с «Галеркой» и раскрыл некоторые секреты готовящейся премьеры.  

— Вам довелось учиться и расти профессионально рядом с легендарными людьми российского театра. Что вам дал этот опыт?

— Я учился  в  ГИТИСе на курсе-студии при театре Моссовета, руководил курсом  н.а. СССР Юрий Александрович Завадский. Моими педагогами были: н.а. РСФСР К.К. Михайлов, который совсем молодым человеком, работал с К.С. Станиславским, з.а. РСФСР А.И. Баранцев, дочь знаменитого певца Леонида Собинова — С.Л. Собинова-Кассиль. В это время в театре Моссовета играли: Ф. Раневская, В. Марецкая, Л. Орлова, Р. Плятт… Это была одна из лучших трупп Москвы. Благодаря работе рядом с ними, я получил частичку чего-то, что воспитало мой вкус, уважение к профессии. И я до сих пор испытываю чувство колоссальной благодарности своим учителям.

— Сергей Юрьевич, ваш первый спектакль в «Галёрке» коллектив и зрители называли настоящим праздником творчества. А с какими чувствами вы вспоминаете о том периоде? 

— Омск для меня – это палитра воспоминаний. В «Галёрку» тогда пришли новые актерские силы, была бурная творческая жизнь. Я с радостью работал здесь: в труппе  было много талантливых, увлеченных артистов, сама повесть Достоевского «Село Степанчиково» давала возможность сочинять спектакль весело, с фантазией, юмором… Помню, что роль Владимира Федоровича Витько в «Шутах села Степанчикова» была просто искрометной, также сложился блестящий дуэт Витько и Константина Левашова.

— Чем удивила вас «Галёрка» спустя 28 лет после первого сотрудничества?

— Все изменилось! Прежде всего, я рад, что появилось это здание. Владимир Витько – один из немногих моих коллег, кто реально построил театр, он осуществил эту мечту, мечту жизни. Театр очень удобный, уютный, здесь хорошая творческая атмосфера. Труппа театра – коллекция индивидуальностей. Это дает возможность обращаться к самой разнообразной драматургии. Мне кажется, я нашел взаимопонимание с актерами, которые заняты в нашей работе.

— За вашими плечами более семидесяти постановок по разным пьесам – русские, европейские, классические и авангардные…  Почему сейчас вы обратились именно к произведению Александра Островского?

—  Островский – один из моих любимых авторов. Я считаю, что это один из лучших отечественных драматургов, писатель национального уровня. Его пьесы – это сочинения высокого качества, где все логично, обусловлено. Его пьесы образцы драматургической композиции. Автор знал секреты успеха у публики. Ставить их большое удовольствие для режиссера: увлекательная интрига, яркие характеры, сочная красивая русская речь. Это я отмечал, ставя в прошлом «Грозу» и «На всякого мудреца довольно простоты».

— Про Островского часто говорят, что движущей силой во многих пьесах он сделал деньги, ведь часто именно они являются причиной конфликта его героев. А что бы вы назвали движущей силой в вашем спектакле «Не все коту масленица»?

— В нашей постановке нам важны две темы. Всепоглощающая страсть к деньгам сводит с ума и опасное заблуждение, что деньги – это средство достижения высокого общественного статуса. Ни талант, ни трудолюбие, а безумное накопление капитала.

Главный герой, купец Ахов, считает, что его должны уважать из-за его богатства, а на самом деле он необразован и малокультурен…

При этом, мне не кажется, что театр не должен, как сказал бы Островский, прямолинейно «наводить мораль». Включаясь в историю, разыгрываемую на сцене, зритель, сопереживая героям, получает опосредованно те понятия о добре и зле, о вечных истинах, которые хотел передать автор. Через эмоциональное впечатление душа человеческая получает возможность чему-то научиться.  Станиславский назвал это «жизнь человеческого духа». Наверное, это главное в театре. Мы должны ярко и увлекательно показать на сцене историю, которую сочинил автор.

— Работая над спектаклем, вы выступаете также в качестве художника-постановщика. Планируете ли вы воссоздавать на сцене быт времен Островского?

— Я уже сделал как художник около десяти спектаклей. Мне довелось работать с очень хорошими сценографами, художниками по костюмам. Я всегда старался учиться у них. Это увлекательно – претворять в жизнь то, что я сочинил как режиссер, пользуясь правами художника. Мы создаем свой мир (не этнографический), ведь театр – это про воображение, про фантазию, игру. Литература (драматургия) и театр – разные виды искусства. Мы должны следовать не букве, а духу автора.

— Чего ждать зрителям от музыкального оформления? Многие омичи помнят, что в вашем спектакле «Несносные родители» в Омской драме было неожиданное для того времени музыкальное решение…

— В «Несносных родителях» звучала музыка группы «Тигровые лилии», это действительно было мощно встроено в спектакль – своего рода музыкальный нерв повествования. А в готовящейся премьере я бы хотел сделать оммаж фильму 1964 года «Женитьба Бальзаминова». Это выдающееся кино, лучше по Островскому никто не снял. Планирую использовать музыку Бориса Чайковского, который написал саундтрек к этому фильму. С моей стороны — это будет жест признательности автору кинокартины, которая увлекает нас до сих пор. Также стоит отметить, что в «Галёрке» довольно часто используются вокальные, танцевальные возможности труппы, и это украшает спектакль.

Мне нравится, что театр «Галёрка» — актерский театр. Он счастливо минует модный тренд подменять актерскую игру сомнительными спецэффектами. Доблесть отечественного театра – на мой взгляд, это центральное место актера в театральном творчестве. Мне это тоже близко. Подытоживая, мне хочется сказать, что сочиняем спектакль мы весело, с увлечением и радостным взаимопониманием. Я влюблен, как режиссер, в моих коллег-актеров, и как художник в талантливые пошивочные, столярные, бутафорские и другие цеха, зараженные нашими идеями.

Надеюсь, что эту энергию мы сможем передать зрителю.

Автор: Анна Зернова