Предчувствие Победы и любви | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

09.04.2024

Предчувствие Победы и любви

В начале апреля Омский драматический театр «Галерка» представил премьеру – драму «Так и будет» по пьесе известного писателя-фронтовика, военного журналиста Константина Симонова. Над постановкой работал режиссер Максим Кальсин, несколько спектаклей которого уже стали заметными событиями для театрального Омска. Одну из ролей исполнил народный артист России, актер Омского академического театра драмы Валерий Алексеев.

Пьеса «Так и будет» была написана в 1944 году (но редактировалась до 1970-го), за несколько месяцев до Великой Победы. И говорится здесь не столько о войне, сколько о человеческих отношениях, подкупающих убедительностью, глубиной и красотой чувств. Действие происходит в московской квартире, куда возвращается в короткий отпуск инженер-полковник Дмитрий Савельев, потерявший семью еще в начале войны. Неожиданно для себя там он застает незнакомцев, чей дом был разрушен бомбежкой. Воронцовы радушно встречают хозяина квартиры, да и он, хоть и противится гостеприимству, но, кажется, всё-таки не прочь провести эти несколько дней мирной жизни не в одиночестве.

Санкт-петербургским художником Дарьей Здитовецкой создан образ, на первый взгляд, обычной квартиры сталинской эпохи: тяжелый буфет, ностальгически знакомый абажур над круглым столом… Однако порой возникает ощущение невесомости этого мирка – настолько нежным, легким кажется пространство, когда в окна струится свет (художник по свету Игорь Алабужин). Словно это символический булгаковский «дом с кремовыми шторами», где академик Воронцов и его домашние с шутками и добродушным ворчанием – очень человечно – поддерживают друг друга во время войны.

Понять, какие раны оставила война в душе Савельева, помогает своеобразный эпиграф: фронтовая видеохроника в начале спектакля и звучащее стихотворение Арсения Тарковского «Как я хотел вернуться в до-войны…» (видео Игоря Гончарова). Необыкновенно пронзительна сцена, в которой Дмитрий Иванович подходит к дверям кабинета, где висят фото его погибших родных, – и, не решаясь войти в проем, отступает. Сергей Дряхлов, исполняющий роль Савельева, прекрасно передает эту тяжесть сдержанных чувств героя, не позволяющего себе излишней эмоциональности. Но тем ярче и проникновенней моменты искренности Савельева: когда он обнимает подростка-сироту Ваню (Василий Анохин), ставшего ему родным, или изумляется красоте дочери академика Оли в белоснежном платье. Савельев проникается теплом к совершенно противоположному по характеру, импульсивному, смешливому, энергичному Федору Алексеевичу Воронцову. Роль академика блестяще исполняет Валерий Алексеев. За суетливостью и вздорностью Воронцова видна его необычайная сострадательность: понятно, как дороги ему все вокруг, как проницательно он чувствует боль души каждого, какое удовольствие получает от простого общения, ценя сам дух жизни во всех его проявлениях.

Спектакль очень интересен по-чеховски непростыми внутренними конфликтами, убедительно и живо сыгранными артистами. Это и симпатия Савельева к Оле (Екатерина Цепкина), и страх ответить на ее тепло: она другая, моложе, легче, искреннее. В душе Савельева словно борются невозможность вернуться в состояние довоенной полноты жизни – и естественное желание быть счастливым «только оттого, что светит солнце». Трогает то, как чувства к Оле делают героя Сергея Дряхлова более беззащитным. Сострадаешь и Оле, ее робости, смешанной с желанием успеть сказать главные слова.

Вся эта концентрация, плотность человеческих эмоций – надежда, ожидание, нерешительность, чуткость – не дает заскучать, хотя действо происходит в стенах одной квартиры все 2,5 часа. И с каждым персонажем этот объём чувствования растет, интересно прикоснуться к разным судьбам, которые описал Симонов и проявили режиссер с артистами. Полнокровны характеры и недоверчивого управдома Чижова (Павел Кондрашин), и заботливой Нади (Алина Бауэр), и сестры академика, тети Саши в замечательном исполнении Елены Тихоновой – по-хозяйски основательной, бесхитростной деревенской женщины. Щемящее чувство вызывает образ адъютанта Савельева, Васи (Сергей Климов), который горько осознает, что в свое «до-войны» он уже точно не вернется, впереди поиск нового пути в мирной жизни. И даже не очень обаятельный Сергей (Денис Артеев), влюбленный в Олю, – тоже человек «нелинейный». У него, по словам Воронцова, «душа не по таланту», «средняя душа», да и безответная любовь больно бьет по гордости амбициозного архитектора. Роль военного хирурга Анны Греч (Ольга Лаврентьева) интересна разноплановостью: угадывается в героине не только дружеская, но и женская симпатия к Савельеву, и материнское чувство по отношению к Оле, и затаенная печаль одиночества. А в громкоголосом, с широкой улыбкой Иванове, сыгранном Артемом Савиновым, словно бы видишь собирательный образа воина – личность цельную, с внутренним размахом.

Спектакль получился теплым, наполненным светлым юмором несмотря на то, что рядом с этими смеющимися, плачущими, утешающими друг друга героями незримо стоит война, от которой зависит их судьба и жизнь. В этой, на первый взгляд, простой, мелодраматической истории ясно звучат мысли о фундаментальных основах жизни общества – сострадании, нравственности, любви и дружбе.