Писатель Вячеслав Денисов: «Впечатления от Омска и «Галёрки» - яркие»
Анна Манакова, руководитель литературно-драматургической части, пообщалась с автором пьесы «Джентльмен» Вячеславом Денисовым. Делимся с вами эксклюзивным интервью с драматургом.
Этой весной приверженная классическому репертуару «Галерка» обратилась к современной драматургии – пьесе «Джентльмен» Вячеслава Денисова. «Почти настоящая история» – так обозначил автор жанр пьесы. Актёр, режиссёр, народный артист России Валерий Алексеев явил зрителю комедию положений, где есть гротеск, замешанный на абсурде и лирике. Спектакль о знакомстве молодого иностранца с семьей своей русской невесты и с жизнью на окраине Москвы, был встречен продолжительными овациями зала.
Премьерный показ спектакля посетил и сам автор пьесы – сибирский писатель Вячеслав Денисов, ветеран боевых действий, офицер запаса и автор остросюжетных книг, общий тираж которых давно превысил миллион экземпляров. Драматург, к чьему творчеству обращаются театры по всей стране, рассказал о том, чем его удивила премьера омского театра.
С карандашом в руке
Анна Зернова, «АиФ в Омске»: Вячеслав, Вы всегда стараетесь смотреть спектакли, поставленные по Вашим пьесам?
Вячеслав Денисов: Мне не всегда удается посмотреть их из зала, география постановок необъятная – от Мурманска до Севастополя и от Смоленска до Братска, но я всегда смотрю постановки на видео. Наблюдать, как оживают на сцене придуманные тобой герои, как раскрываются их характеры, какие страсти бушуют при разрешении заданных тобой конфликтов – для этого и создаются пьесы. Я бы перестал их писать, если бы мне запретили их смотреть.
— Смотрите спектакли критичным взглядом? Или, наоборот, открыты любым режиссёрским решениям?
— Я бы не связывал два этих вопроса одним контекстом, поскольку для меня они несут категорически разный смысл. Поэтому лучше ответить, наверное, по порядку.
Не хочется отвечать за всех, но моя профессиональная беда драматурга – смотреть любые, не только свои спектакли, образно выражаясь, с карандашом в руке. Когда драматургия становится твоей профессией и все её законы уложены в твоей голове определённым порядком, ты уже не можешь абстрагироваться от процесса контроля. Я перфекционист по натуре, не даю себе поблажек, также критично подхожу и к творчеству других авторов. Другое дело, никогда не высказываю мнения о нём – ты должен быть либо драматургом, либо критиком. Попытки совмещения этих двух профессий еще никогда до добра не доводили. Я, конечно, все вижу и все понимаю, но это всегда остаётся при мне. Забегая вперед, скажу, что к постановке «Джентльмена» это не относится, здесь другой случай, и тут я заговорю.
Что же касается отношения к режиссёрским решениям, тут все просто. У меня есть правило: если я отдаю пьесу театру, значит, всецело ему доверяю, а это значит, не вмешиваюсь в деятельность режиссера.
Контакт с городом
— А бывали ли Вы в Омске раньше? Поделитесь Вашими впечатлениями о городе, о театре «Галёрка».
— В Омске я был дважды, и всё время как-то проездом, как-то спеша, как-то всё в такси и без контакта с городом. Состоявшаяся премьера компенсировала это упущение сполна. Когда мы собирались в Омск, а мы были на премьере с женой, я уже знал, что меня встретят, но я не мог предполагать, каким невероятным тёплом и заботой мы будем окружены. Первая же встреча с Владимиром Фёдоровичем Витько, художественным руководителем «Галёрки», укрепила меня в мысли, что нет пределов совершенству, когда профессионал высочайшего класса занимается любимым делом. Его нежное, трогательное отношение ко всему, о чём рассказывал он мне, – а было это во время экскурсии по театру, которую Владимир Федорович организовал для нас женой, – жило в каждом уголке этого замечательного театра. Мне не хватит времени в формате этого интервью, чтобы поделиться впечатлениями о костюмерной и цехе, где мастера театра изготавливают мебель разных веков для постановок, чтобы пересказать истории художественного руководителя об ушедших артистах театра, о новых постановках, о победах и путешествиях театра по стране. Да и не нужно это делать мне, наверное, поскольку всё это в полной мере проявляется во время спектаклей, и первое, что за меня расскажет о великолепии этого театра – это эмоции артистов на сцене, считающих театр «Галёрка» своим домом. Признаюсь, и мне хватило всего нескольких часов, чтобы влюбиться в него. А цеха и гримёрные – это наше, профессиональное… Пусть никто не знает и не видит, как они работают, тем большим волшебством будут наполняться люди, сидящие в зале. Кстати, пока мы с худруком обсуждали Чехова, жена, конечно, заинтересовалась платьями героинь 19 столетия… А они за стеклом прямо в фойе театра – не каждый театр может похвастаться музеем в фойе.
— Успели посмотреть город в этот раз?
— Заместитель художественного руководителя Светлана Жарко организовала для нас экскурсию по Омску, и это было невероятно приятно. Вообще, за время нахождения в «Галёрке» я заметил, что любовь к театру, любовь к своему городу, уважение к коллегам и зрителям – это отличительная черта всех, кто находится в этом коллективе. Вы спрашивали о впечатлениях, а их трудно передать в полной мере, поскольку они разноплановые, чересчур яркие и пронзительные, и все как одно — замечательные. Спросите через месяц, я их переживу и тогда поговорим.
Обычная жизнь
— Близко ли Вам то прочтение пьесы «Джентльмен», которое представил режиссёр спектакля Валерий Алексеев? Может быть, его взгляд на пьесу стал неожиданным для Вас?
— Здесь можно было сказать: да, меня поняли как отца детища, автора пьесы правильно и так далее. Но умнее будет заметить, что без находок потрясающего режиссера Валерия Ивановича Алексеева пьеса не приобрела бы тот блестящий колорит и не нашла бы равновесия между абсурдом, любовью и гротеском, какое увидели зрители. Но органично совместить в пределах двух часов любовь, абсурд и гротеск не является сверхзадачей для любого режиссёра, все комедии положений построены именно на сочетании этих трёх явлений. Перед Валерием Ивановичем стояла задача куда большая, и когда я увидел, что она решена блестяще, я испытал ни на что не похожее удовольствие. Валерий Алексеев нам рассказал со сцены жизнью героев, что нет никакого гротеска и абсурда, а есть наша обычная жизнь — жизнь каждого из сидящих в зале, в которой роль Чандраканта (тот самый джентльмен) может сыграть любой человек или случайное событие. И здесь, скорее, показать обычное в виде абсурдного было сверхзадачей, по крайней мере мне, как драматургу. И то, что режиссер понял идею автора, проникся ею и оживил её на сцене – это признак высочайшего мастерства.
Ну и, потом, главная тема пьесы – любовь, и в обществе абсурда и гротеска она смотрится очень гармонично, она в своей компании.
— Удалось ли, на Ваш взгляд, артистам создать убедительные образы? Ведь им приходится лавировать между абсурдом, лирикой, драмой…
— Не скрою, я волновался перед показом. Учитывая сказанное выше, и не имея до этого ни одного контакта с режиссёром, я переживал. Но через десять минут переживать перестал, а дальше закрутился в карусели событий, совсем позабыв, что сам же эту карусель и придумал. Обычно авторы используют хитрый ход. Когда их спрашивают об артистах, они упоминают пару-тройку имён и завершают фразу мыслью о том, что все играли превосходно. Хотя любой драматург понимает, что ему следует ответить: вы у зрителей спросите. И это правильный ответ. Потому что только реакция зрителя является оценкой образа, созданного артистом на сцене. И когда зал на протяжении всего спектакля смеется совершенно искренне и совершенно искренне оглушительно молчит в мгновения острых драматических моментов – это означает, что не персонажи жили в артистах, а артисты жили эту историю. Звучит как одно и то же, но это не одно и то же.
У меня нет никаких оснований применять хитрые драматургические приёмы, я назову сегодня всех артистов, кому бесконечно благодарен за их работу и кого искренне полюбил за то время, что провёл в «Галёрке»: Елена Тихонова, Сергей Дряхлов, Анастасия Загоруй, Василий Анохин, Павел Кондрашин, Артём Савинов, Александр Андрианов. Я благодарен всем принимавшим участие в создании этого спектакля.
Вы меня не спрашивали, но я скажу: за несколько часов жизни в театре Владимира Федоровича Витько я обрёл много друзей. И не потому вовсе, что они так или иначе причастны к «Джентльмену», а потому, что люди они замечательные.
Источник: https://omsk.aif.ru/culture/culture_person/pisatel_vyacheslav_denisov_vpechatleniya_ot_omska_i_galyorki_-_yarkie