Открытие Малой сцены театра | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

27.11.2024

Открытие Малой сцены театра

Под занавес года в Омском драматическом театре «Галёрка» произойдет долгожданное событие — открытие камерной сцены. Здесь будут идти спектакли для небольшого количества зрителей, чьи места располагаются в непосредственной близости от артистов и самого действия. Первым вечерним спектаклем на камерной сцене станет премьера «Игрюшки» в постановке актера театра, режиссера Артема Савинова. С ним мы поговорили об особенностях работы в новом пространстве и готовящемся спектакле, увидеть который можно будет 21 декабря.

– Артем, почему для открытия камерной сцены была выбрана пьесы «Игрюшки» Влады Ольховской?

– Пьесу мне предложил Владимир Федорович Витько, художественный руководитель нашего театра. Материал мне не совсем близок, но история детства, в которой говорится о некоем новогоднем чуде, мне показалась интересной. Пьеса о том, как уже очень взрослый человек, спустя большой отрезок времени, все-таки получил папин новогодний подарок. Произошло то самое волшебство, о котором мечтает каждый ребенок. Ведь все мы, будучи детьми, верим, что есть Дед Мороз, который приносит подарки, верим в новогоднее чудо. Но, к сожалению, верим мы в чудо исключительно в детстве. Когда хлопает дверь, мама или папа говорят: «Ой, Дед Мороз приходил, смотри, сейчас полетит на санях дальше!..» И дети бегут к окну, в это время под елку родители прячут подарки, а ты радуешься – это был Дед Мороз…

И мы хотим рассказать такую, в чем-то наивную, новогоднюю историю для взрослых зрителей. Нам важно найти в этой пьесе что-то очень детское, милое, очень новогоднее. Сама по себе история, рассказанная в «Игрюшках», довольно бытовая, даже жесткая. Лена, бывший учитель русского языка и литературы, разведена, живет в коммунальной квартире… И вдруг в канун Нового года она встречает в своей комнате весьма странного гостя. А ведь насколько мы отвыкли от того, что к нам в дом может кто-то зайти! Хотя я еще помню, как в конце советской эпохи у моих бабушки и дедушки дверь на Новый год была открыта, заходили гости с гитарами, звучали поздравления, тосты – это было нормально, чувствовалась теплота отношений. Сейчас все иначе: мы видим человека и чаще всего воспринимаем его как нечто опасное и враждебное. Поэтому я старался привнести в нашу постановку детский наив, который сегодня может согреть нас, взрослых, вернуть нам мечты о Новом годе, ожидание чуда.

 – Большая сцена дает множество технических возможностей показать что-то необычное, волшебное, а как быть с этим в пространстве камерной сцены, где артисты как на ладони перед залом?

– Здесь чудо в первую очередь случается в отношениях, в том, как человек вдруг начинает ощущать добро другого человека, начинает судить по поступкам, а не по словам, чувствует готовность отдать что-то даром, просто так…

Ведь в чем сложность работы на камерной сцене? На камерной сцене лично я никогда не воспринимал и не буду воспринимать некое возвышение. Здесь важно находиться на одном уровне со зрителем, важно, чтобы он видел эмоции актера и сопереживал ему. И это очень непросто для артиста: если на большой сцене он может где-то укрыться за технику, танцы, декорации, то в малом пространстве необходимо работать максимально честно, здесь ничем не прикроешься. В начале репетиционного процесса мы с  актерами сочиняли этюды, пробовали различные варианты ситуаций между персонажами, разные характеры. Очень важно, чтобы персонажи получились живые, а не придуманные единолично мною. Артист такой же художник, как и режиссёр.

– Легко ли артистам осваивать такое пространство, ведь столько лет театр работает на большой сцене?

– Мы пока еще репетируем в нашем маленьком репзале, но я каждую встречу начинаю с того, что важно не перекричать, не напугать зрителя, здесь нужна точность взаимодействия. Благо, у нас в спектакле заняты такие актрисы, как Елена Ивановна Тихонова, Екатерина Петровна Орлова, которые имеют опыт работы на камерной сцене, они хорошо чувствуют, как играть на зал такого объема, и щедро делятся опытом с молодыми артистами.

– Когда читаешь пьесу, понимаешь, что в какие-то моменты ну никак не обойтись без «фокуса», трюка, иначе не создать ощущения чуда…

 – Если фокусник начнёт вам рассказывать свои секреты, вы перестанете ходить на его выступления. Поэтому давайте оставим секреты за кулисами.

 — Какую атмосферу вам бы хотелось создать во время спектакля?

 – Мы не хотим, чтобы спектакль был попыткой играть в детство, скорее, это желание вспомнить те прекрасные чувства, которые мы переживали детьми в новогоднюю ночь и поделиться этим со зрителем – ожиданием, предвкушением. Важно не дать человеку «готовый» Новый год, а настроить его на этот праздник через разные средства – стихи, песни, ощущения, ассоциации… Чтобы это как-то согрело зрителя, и, выходя из театра, он сказал близкому человеку: «А пойдем встречать наш Новый год…»