ОМСК. Уму и сердцу | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

01.11.2023

ОМСК. Уму и сердцу

Выпуск №2-262/2023, В России

Источник: http://strast10.ru/node/6459 

ОМСК. Уму и сердцу

Уходящий 2023-й объявлен в России Годом педагога и наставника, и это повод вспомнить о том, что русскому театру понятия «учительство, наставничество» совсем не чужды. Редкий театральный коллектив в последние годы не отметился включением в свою жизнь просветительской составляющей: мастер-классов, лабораторий, обсуждений, образовательных проектов. Так театр и привлекает аудиторию, и делится знаниями, так объясняет и утверждает свою творческую позицию, а в некоторых случаях — предоставляет зрителю площадку для самореализации, помогая ему «достроить» свой внутренний мир чувствованием и пониманием искусства. Долгое время театр словно бы занимался этим от потребности заинтересовать публику и выразить себя в иных формах, это была «революция снизу». А в последние пару лет и на высоком уровне стал осознаваться педагогический ресурс театрального творчества, и вот уже даже школам рекомендовано создавать свои театральные студии.

Облагораживание чувств

Для Омского драматического театра «Галёрка» просветительские проекты и программы давно стали неотъемлемой частью творческого процесса. Их автор — администратор отдела спецпроектов, а в прошлом увлеченный педагог Татьяна Бакулина. По счастью, художественный руководитель театра Владимир Витько неизменно поддерживает ее инициативы, воплощающие идеи актуального направления искусства — театральная педагогика. Ею Татьяна Федоровна занимается уже более 20 лет, и за это время разные наработки оформились в четкую, проверенную на практике систему. Систему настолько интересную, что Бакулиной довелось представлять свой опыт на первой Всероссийской конференции по педагогике искусства памяти Л.А. Сулержицкого в 2012 году, где она была единственным спикером от Сибири. А в 2021 году Бакулину наградили премией губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства имени И.Г. Андреева». Зримый результат ее работы — сотни людей, которые участвуют в проектах, приезжая в «Галёрку» даже из отдаленных деревень; дети, которые выросли на ее программах и связали свою жизнь с театром; учителя, ставшие друзьями коллектива.

«Я бы не стала наставником и автором проектов, если бы у меня не было филологического образования и 17-летнего опыта работы в педагогике, — признается Т.Ф. Бакулина. — Причем, эти годы учили меня не быть винтиком сферы «образовательных услуг», а видеть в каждом ученике, отличнике и хулигане, личность, достойную творить и говорить о творчестве. Резко изменив судьбу, в 1993 году я стала завлитом «Галёрки», и это невероятно обогатило мой духовный мир. Сегодня в просветительских проектах театр делает колоссально много: происходит облагораживание чувств человека, и это особенно важно для молодой личности. Для подростков характерно проводить эксперименты над собой. Эксперимент может быть в дикой форме, а может быть — в одухотворенной. Одухотворенность добывается, помимо прочего, с помощью усилий театра: ребята играют Островского, Достоевского, читают настоящую поэзию, поют классические романсы. Мне важно не «загрузить» в них знания, а дать им повод полюбить автора, произведение, театр, спектакль».

Свои первые большие просветительские проекты Татьяна Федоровна начала воплощать в «Пятом театре», где проработала с 2008 по 2018 год. Вспоминается, как проникновенно дети и актеры театра вместе ставили прозу Распутина, как колоритно и азартно играли героев Гоголя, как трудные подростки из спецучилища, узнав о судьбе Достоевского, кричали: «И он сидел!? Так он наш, пацаны…» и с интересом шли на спектакль по «Запискам из Мертвого дома». Масса трогательных и курьезных случаев сопровождает каждый проект и по сей день.

«Галёрка» для сотворчества

В ноябре 2018 года Татьяна Бакулина вернулась в родную «Галёрку», где просветительские программы обрели больший масштаб. В стенах нового, современного здания театра уже проведено несколько крупных проектов для зрителей, посвященных писателям и историческим датам. Очень дорог Татьяне Федоровне проект «Познание жизни средствами театрального искусства», приуроченный к Году театра (2019). Участники погружались в мир театра и литературы благодаря викторине «Через слово в русской классике к пониманию культуры речи», театрально-игровым и вокальным конкурсам, мастер-классам, обсуждениям, встречам с актерами, экскурсиям, концертам… И даже представляли собственное творчество, а это говорит о том, что старшеклассники и студенты готовы доверить театру свои мысли и чувства, видят в нем собеседника.

«А в 2020 году был реализован уникальный проект «Поклонимся великим тем годам…» к 75-летию Великой Победы, объединивший более 500 человек в возрасте от 6 до 90 лет, — рассказывает Татьяна Федоровна. — В разных форматах звучали пронзительные произведения военных лет, проект подарил всем участникам особый душевный подъем. В такие моменты видишь, как в человеке словно восполняется целый пласт мало востребованных душевных переживаний — восторг, удивление, благодарность, сердечное сострадание, благородство. Ощущение единства среди участников, внимание со стороны членов жюри и организаторов — все это сублимируется в творческое со-участие. Оно-то и обогащает всех нас. И, кроме того, это помогает в «цифровой» век не потерять живые культурные ценности: знать и помнить о Великой Отечественной войне, об Островском и Шекспире, Лермонтове и Некрасове…»

Весной этого года в рамках регионального фестиваля «Дни А.Н. Островского в Омске» театром воплощен молодежный культурно-просветительский проект «Достоинство русского человека в творчестве А.Н. Островского», посвященный 200-летию драматурга. Молодежь познавала мир писателя через встречи с артистами и режиссерами, сценические опыты и даже через современный танец. В ближайших планах «Галёрки» — театрально-музыкальный проект по лирике Булата Окуджавы.

Помимо крупных проектов в течение всего сезона в театре действует 15 программ под общим названием «Магия театрального искусства». Так, к примеру, программы «Азбука театральных ремесел» и «В кругу молодых талантов» рассказывают о театральных профессиях. Эти встречи не только знакомят ребят с тем, как работает театр, но и позволяют им задать специалистам «Галёрки» практические вопросы об интересующих профессиях — актера, бутафора, гримера, художника-декоратора… И конечно, программы помогают участникам сформировать неравнодушный, глубокий взгляд на мир театра, на спектакль.

«Что бы ни говорили о современной молодежи, видно, что у ребят есть потребность в культурном общении, — считает Татьяна Бакулина. — Но нужно суметь их зажечь и организовать. Важно даже то, с какими лицами мы их встретим — равнодушными или приветливыми. Для спецпроектов в «Галёрке» обустроено пространство общения — уютная театральная гостиная, где каждая мелочь (макеты сцены, предметы реквизита) рассказывает о театре. Здесь свободная творческая атмосфера, можно всё потрогать, примерить, попить чай до или после диалога. Я избегаю назидания: мы воспитываем и учим через дружбу. И ребята раскрываются, к финалу проекта у них всегда проявляется чувство собственного достоинства. Они держатся как люди, которые сумели выразить себя, преодолеть страх, им понравилось ощущать причастность к искусству. Ребята узнают друг друга, лучше понимают, кто они в этом обществе. Это самое главное в театральной педагогике — познание своего «я». Ну и, конечно, почти все становятся поклонниками театра».

Пространство развития

Есть в «Галёрке» и программы для взрослых зрителей, ведь они тоже нуждаются в диалоге с режиссерами, актерами, в знакомстве с закулисной жизнью театра. Проводятся встречи для студентов гуманитарных факультетов, пенсионеров, жителей районов, совместные для родителей и детей. На инициативы «Галёрки» с готовностью откликаются учителя, преподаватели, заместители директоров и советники по воспитательной работе образовательных учреждений — те, кто ищет возможности воспитывать в учениках понимание искусства и чувственный интеллект. Татьяна Федоровна уверена, что театр как средство воспитания возвращает свое значение: «Нравственные ориентиры сегодня смещены, и многие родители и учителя делают ставку на театр не потому, что «так надо», а потому что он развивает ум и душу детей. Театр — великая вещь, болевая. Когда человек плачет на спектакле, он многое постигает. Сейчас в омских театрах полные залы, это говорит о том, что народ ищет, чем наполнить душу».

В просветительских проектах и программах «Галёрки» уже приняли участие более 10 тысяч человек. Для Татьяны Федоровны очень ценно, что театр, в котором она работает уже двадцать лет, не ограничивается показом спектаклей, а делает другие шаги навстречу зрителю, когда так явно ощущается дефицит созидательных идей. И она всегда с готовностью делится своими наработками в сфере театральной педагогики — пусть они живут и служат людям.

«Наша «Галёрка» вот уже 32 года слывет «старым добрым русским театром», и свою концепцию никогда не меняла, не гналась за модой, но была востребована, — убеждена Татьяна Бакулина. — И омский зритель, почтенный и молодой, своим неравнодушным отношением подтверждает, как важно объединять людей прежде всего энергией добра, милосердия, красоты и порой усложняющими наш внутренний мир эмоциями печали, боли. Хотим мы того или нет, но театр всегда выполняет функции учителя и наставника. Он становится творческой средой, открытой для разных форм общения со зрителем. И мы несем ответственность не только за чистоту смыслов, которые звучат в спектакле, но и за то, как используем все другие (богатейшие!) возможности, которые нам дарит театральное искусство».