«Назад к Островскому». Новая жизнь пьесы «Женитьба Белугина» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

14.06.2022

«Назад к Островскому». Новая жизнь пьесы «Женитьба Белугина»

Спустя 25 лет в театре снова поставили спектакль по пьесе Островского «Женитьба Белугина».

Возвращение классики на сцены театров всегда приравнивается к грандиозному событию в мире искусства. С таким же успехом 9 июня в Омском драматическом театре «Галёрка» состоялся пресс-показ спектакля «Женитьба Белугина» по одноимённой пьесе Александра Островского и Николая Соловьёва. Можно сказать, что это символическое возвращение постановки в стены театра: 25 лет назад здесь уже ставили этот спектакль с интересными техниками, где зрители сидели на разделённой мостом сцене, а актёры, таким образом, играли на две стороны. Прошло время, и в театре появились новые лица, готовые оживить героев пьесы.

«Поскольку мы готовимся к 200-летию А.Н. Островского, для зрителей у нас уже есть спектакль «Бесприданница», недавно состоялась премьера постановки «Не все коту масленица». Мы решили не останавливаться на достигнутом и поэтому в этом сезоне покажем спектакль «Женитьба Белугина», — отметил режиссёр-постановщик Владимир Витько.

«Чужая душа — потёмки»

С самой первой сцены перед зрителями возникает любовная коллизия: богатый заводчик Андрей Белугин (Дмитрий Цепкин), человек добрый и совестливый, решает расторгнуть помолвку с девушкой из купеческого рода. Он неожиданно для самого себя лишился душевного покоя из-за красавицы Елены (Екатерина Латыпова), которая принадлежит к кругу более высокому и образованному, чем его собственный.

Елена ни за что не согласилась бы на неравный брак: сами по себе деньги её не слишком интересуют. Но она увлечена человеком своего круга, Агишиным (Евгений Власов), почти не имеющим средств к существованию.

Агишин убеждает Елену в том, что земная жизнь – это комедия, которая не имеет никакой цели, поэтому следует отбросить все «предрассудки». Ведь только с деньгами влюблённого богача им удастся вдвоем достичь счастья. Он преподносит эту идею под видом добра и заботы исключительно о самой девушке, то есть именно так, как обычно действует враг рода человеческого. Агишин утверждает, что Елена сама не сможет быть счастлива в нищете даже с тем, кого любит. Значит, единственный шанс стать счастливой — это получить деньги в одном месте, а счастье — в другом. Елена скрепя сердце даёт согласие на брак с Белугиным. Однако расчёты светского умника не оправдались. Андрей Белугин оказался человеком далеко не безвольным и не глупым, а Елена обнаружила, что никогда не сможет вести двойную жизнь.

С самой первой сцены перед зрителями возникает любовная коллизия.
С самой первой сцены перед зрителями возникает любовная коллизия. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

«Островский для русского театра основополагающее имя. Как для Англии — Шекспир, для Франции — Мольер, так и для России — Островский. Когда начинаешь работать над пьесой, поначалу кажется, что это просто комедия, но это образец русской комедии в том смысле, что это комедия характеров, а не комедия положений», — прокомментировал режиссёр Владимир Витько. Елена, можно сказать, выходит замуж по расчёту. Но у неё любовь к Агишину, и ради него, по его просьбе и совету она выходит замуж за Белугина. Когда она понимает, что её предает Агишин, которого она безумно любит, она называет всё содеянное преступлением, ведь она обманом вышла замуж за нелюбимого человека. Она с ужасом понимает, что Агишин выстроил схему обогащения через неё, он всё это подстроил и создал.

«Мы искали развитие человеческих изменений в соответствии с тем, какие события с ним происходят. Ведь тема любви она вечная. Люди не ходят ни в театры, ни в кино, если там ничего нет про любовь. Даже в самые производственные советские времена выпускались спектакли и фильмы с любовной линией. Без любви ни шагу, а уж в Белугине этой любви просто океан», — поделился режиссёр.

Авторы исследуют конфликт между страстным желанием и нравственным чувством и совестью.
Авторы исследуют конфликт между страстным желанием и нравственным чувством и совестью. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Любовь все расставит на свои места

Брак, по мысли авторов, это не только плотский или бытовой союз, но и душевное неразрывное единство. Красота и сила брака зависят целиком от честности и чистоты тех, кто в нём состоит. Авторы исследуют конфликт между страстным желанием и нравственным чувством и совестью. И приходят к выводу, что блажен и счастлив тот, у кого в этой борьбе побеждает желание чистоты и правды. А формируется это желание, по художественной логике пьесы, чаще всего под влиянием родительских взглядов и суждений, например таких: «Совесть, долг — не пустые слова. Кто думает их заглушить в себе, тот ни покоен, ни счастлив быть не может». Да и жизненный путь детей, полагают авторы, во многом зависит от родительских молитв и благословения, способных удержать взрослое чадо от падения в пропасть даже на её краю.

При этом создатели мягко посмеиваются над самонадеянностью, свойственной даже лучшим из людей, и иронизируют над поверхностным и скорым человеческим судом. Однако, несмотря ни на что, они восхищаются деликатностью, великодушием одних своих героев и терпением и кротостью других. Авторы этой комедии вообще преимущественно любуются людьми и радуются им, поэтому пьеса оставляет в душе ощущение лёгкой и светлой веселости.

Спектакль «Женитьба Белугина» включён в 32-й летний сезон театра, поэтому любому желающему представится возможность взглянуть на осовремененные мысли и нравственные идеи пьесы.

Источник: «Аргументы и Факты»