Как же будет? | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

08.04.2024

Как же будет?

Несмотря на жизнеутверждающее название — «Так и будет» — финал у премьерного спектакля театра «Галёрка»» открытый. Да и как может быть иначе? События происходят осенью 1944 года, и суждена ли героям новая встреча, уже после победы, никто не знает. есть лишь надежда.

Эта пьеса Константина Симонова в омских театрах, кажется, не ставилась, по крайней мере, на моей памяти. И сейчас обращение к ней, конечно, не случайно. Как рассказали перед премьерой худрук «Галёрки» Владимир Витько и режиссёр постановки Максим Кальсин, она созвучна сегодняшнему времени, но без прямолинейности: «Когда Софоркл и Эсхил ставили трагедии, это было не о «сегодняшнем дне», и зритель переживал катарсис в художественном смысле», — напомнил Владимир Витько. Режиссёра же в этом произведении Симонова покорила чеховская глубина, ощущение невозможности возвращения к прежней жизни и жажды этого, тема ожидания победы, завершения войны и неопределённости: когда же?

В конце 40-х годов, кстати, несмотря на то, что между бывшими союзниками уже началась «холодная война», спектакль по этой пьесе шёл на Бродвее. Гарольд Клерман, последователь Станиславского, назвал свою постановку «По всему свету», поскольку, как значилось в аннотации, «главная тема спектакля — трудности возвращения вчерашнего фронтовика — абсолютно одинакова по всему миру без исключений».

В омском спектакле, как и написано у Симонова, окончательного возвращения ещё нет: главный герой — инженер-полковник Дмитрий Савельев (Сергей Дряхлов) возвращается в Москву лишь для получения нового назначения. Он приходит в свою квартиру как к месту памяти: его семья погибла в самом начале войны. Здесь он застаёт новых жильцов: семью профессора, архитектора Воронцова (Валерий Алексеев), переселенную из разбомбленного дома, поскольку хозяин считается без вести пропавшим.

Казалось бы, в такой ситуации должен возникнуть бытовой конфликт, но этих людей квартирный вопрос не портит: новые хозяева бережно хранят всё, что связано с жизнью предыдущих жильцов, даже семейные фотографии остаются на стенах; а бывший хозяин готов провести короткий отпуск в гостинице, чтобы не доставлять неудобств семье профессора. Но профессор настаивает на том, чтобы полковник пожил в родных стенах, и вскоре выясняется, что они — люди общего дела, созидатели: до войны Савельев строил мосты, которые проектировал Воронцов, с началом войны — взрывал их, а теперь, когда наша армия продвигается на запад, вновь строит. Но одно дело — восстанавливать мосты, другое — собственную жизнь.

Возможно ли возвращение не только в старые стены, но и к старой жизни, когда можно было испытывать счастье только потому, что «небо голубое, а трава — зелёная»? Или боль потерь не оставит места счастью? С этим вопросом на протяжении спектакля остаётся и зритель: очень уж хочется, чтобы и Савельев, и прелестная дочь Воронцова Оля (Екатерина Цепкина), тоже пережившая потери, нашли в себе силы жить дальше.

Для меня одной из самых пронзительных стала, практически, немая сцена, когда Савельев дарит сослуживцу Иванову (Артем Савинов) куклу своей погибшей дочери, ведь полковник Иванов скоро увидится с семьёй. Таких выразительных пауз в спектакле немало, и они говорят не меньше, чем слова.

Но и симоновский текст, конечно, прекрасен. В нём много юмора как выражения силы духа, сопротивляющегося силе рока. И, конечно, давний друг «Галёрки», корифей Академического театра драмы Валерий Иванович Алексеев в роли профессора не упускает возможности сделать своего героя не ходульным праведником, а живым, трогательным в своей непосредственности и в то же время — человеком с сильным внутренним стержнем. «Работать с ним — как пить шампанское в поезде», — признался режиссёр. Похожее ощущение и у зрителей, когда Валерий Иванович на сцене.

А когда адъютант Савельева Вася (Сергей Климов), бывший артист, рассказывает, как побывал в родном театре, увидел «Лес», в котором Счастливцева теперь играет его дублёр, и понял, что сам он — бездарен, зритель ему верит. Верит потому, что вспоминает, как здесь же, в «Галёрке», Счастливцева играл Алексеев. Ну какой же Вася его переиграет? А вот Сергею Климову удаётся показать мужество своего героя: мужество признать своё творческое поражение. Это тоже — потеря, но и возможность переменить судьбу, найти своё настоящее предназначение.

Хватит ли у главных героев, Савельева и Оли, мужества переменить судьбу? Их «богом из машины», кажется, становится майор медицинской службы Анна Григорьевна Греч (Ольга Лаврентьева). Фронтовой хирург, она врачует не только тело. Именно Анна Григорьевна помогает героям осознать то, в чём они и сами себе боятся признаться: в зарождающемся взаимном чувстве. Но хотя у этой героини есть определённая драматургическая функция, актриса Ольга Лаврентьева не делает её однозначной. Она и сама, похоже, неравнодушна к Савельеву, однако, поняв его чувства, не только отходит в сторону, но и помогает Савельеву осознать их. Да и к Оле относится по-матерински.

В спектакле и небольшие роли интересны. Как колоритна деревенская сестра профессора тётя Саша в исполнении Елены Тихоновой! Или управдом Чижов — Павел Кондрашин; «сын полка» Ваня — Василий Анохин; бывшая домработница в доме профессора, а ныне — военнослужащая Надя (Алина Бауэр), — все они такие разные, но очень узнаваемые типажи.

Есть здесь и отрицательный герой — талантливый инженер Сергей (Денис Артеев). Этот человек, вроде бы, никаких плохих поступков не совершает, но как бы окружён собственным душевным холодом. И вот с ним-то, в отличие от остальных героев, всё ясно: его Оля никогда не полюбит, даже если Савельев не вернётся с фронта.

Впрочем, почему не вернётся? Зрителей надежда не покидает, они, как и Оля, надеются, что впереди — счастливая встреча. А ведь именно зритель, как считают Владимир Витько и Максим Кальсин, «созделатели» спектакля, он рождается только в присутствии зрителя. Что ж, театр можно поздравить: рождение состоялось.

Источник: https://vomske.ru/blogs/28936-kak_je_budet