«Галёрка» открыла сезон премьерой «Деньги для Марии» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

12.10.2023

«Галёрка» открыла сезон премьерой «Деньги для Марии»

Омский драматический театр «Галёрка» продолжает возвращать в репертуар знаковые, получившие широкое признание постановки, с которыми пришлось расстаться на несколько лет из-за отсутствия у коллектива своего здания.
Впервые к повести «Деньги для Марии» Владимир Витько обратился в 2007 году. Спектакль с успехом прошел на Вампиловском фестивале в Иркутске и был удостоен трех наград Международного театрального форума «Золотой Витязь» в Москве. А главное, его дважды смотрел сам автор, выдающийся писатель Валентин Распутин, который признавался, что работа «Галёрки» ему очень дорога. Но познакомились Владимир Витько и Валентин Распутин еще до выпуска спектакля. Режиссеру удалось уговорить прозаика озвучить для омской постановки текст от автора. В восстановленном спектакле также звучит строгая и скромная речь Распутина. Сегодня, когда Валентина Григорьевича уже нет с нами, это замечательная возможность прочувствовать, что слово писателя по-прежнему живет и трогает за душу.

В постановке занята почти вся труппа театра. Действие происходит в деревне, есть тут и торопливые, говорливые старушки, и рабочие пристани, и специалисты колхоза… Главные роли в спектакле – супругов Марии и Кузьмы – исполняют Екатерина и Дмитрий Цепкины. Неспешной мужицкой походкой Кузьма заходит домой и видит, как на кровати рыдает жена, а за столом сидит чужой человек – ревизор. Марию, работавшую продавцом в местном магазине, обвиняют в недостаче огромных по тем временам денег – тысячи рублей. За три дня ему надо собрать всю сумму, чтобы спасти жену от тюрьмы.

При подчёркнутой простоватости в интонации и жестах, есть в герое Дмитрия Цепкина глубокая, природная деликатность, поэтому даже такое горе он проживает тихо, вдумчиво, без громких обещаний, без обид на судьбу. Только чутко ловит взглядом движения Марии, пытаясь понять, как она: справляется или нет? Эта деликатность – прекрасное свойство души, но оно становится и тяжелым препятствием для Кузьмы: совестно ему напористо просить денег, совестно брать у других, зная, что им тоже надо как-то жить, ведь у каждого своя правда и своя нужда. Этот внутренний конфликт главного героя и становится одним из болевых моментов спектакля. Второй такой момент – это отношение к ситуации деревенских жителей. Вроде бы все сочувствуют Марии и Кузьме, но не все могут или хотят помочь. Над простым «убранством» сцены (пристань, колодец, кровать и стол в доме Кузьмы) временами звучит шаманская музыка, как будто вот-вот должно проявиться что-то важное, основа основ человеческого со-бытия…
В Марии тоже есть эта внешняя сдержанность, как и у Кузьмы. Плачет она горько, но в основном беззвучно в подушку, и оттаивает, только когда появляется надежда на благополучный исход. Одна из самых светлых сцен спектакля – когда Мария и Кузьма сидят, обнявшись, за столом и вспоминают юность, рождение детей. Этот эпизод позволяет остро ощутить ценность того, что называют простым человеческим счастьем.

Очень органичен Василий, сыгранный актером Сергеем Климовым. Видя нерешительность Кузьмы, Василий горячо желает помочь другу, делает все возможное, чтобы выручить близкого человека. Да и для всех деревенских беда Марии и Кузьмы – это событие, в котором проявится главное, что есть в их душах. Твердый, по-житейски мудрый Председатель (Сергей Дряхлов), как уже и было с ним, выберет человечность, а не личный интерес и «правильность». Внешне строгая секретарша Полина (Алина Бауэр) будет трогательно и искренне сочувствовать Кузьме, а бухгалтер (Егор Витько) бросит ему в глаза брезгливую насмешку. Дед Гордей (Павел Кондрашин) начнет пустословить и засиживаться у Кузьмы не от скуки, а оттого, что душа болит за тех, кто ему небезразличен. А учитель, мнительный чудак Евгений Николаевич (Евгений Власов), хоть и поможет, но уж так показательно будет ждать благодарности, что Кузьме станет не по себе.

Особенно колоритным получился образ Степаниды в исполнении заслуженной артистки РСФСР Валентины Лебедевой. Всем известно, что у Степаниды есть деньги, и ей понятно, зачем к ней зашли Василий и Кузьма. Но она пускается в такую ловкую игру, так откровенно и мастерски изображает «святую простоту», что доводит этим лицемерием до слез даже свою хамоватую племянницу Гальку (Наталья Сухоносова). Роль Валентины Евгеньевны очень объемна: в ее героине есть и обаяние, и тонкий юмор, и ледяное, жуткое безразличие к чужому горю.

Тетка Наталья словно противоположность Степаниды. В прикованной к кровати героине Татьяны Майоровой чувствуется что-то неземное, она так просто, обыденно объясняет свои отношения со смертью: мол, договорились, жду ее… И легко отдает накопленные «смертные» деньги Кузьме, хоть и с уговором: вернуть при первой возможности.
Валентин Распутин считал постановку театра «Галёрка» одним из удачных спектаклей по своим произведениям. Он говорил: «Владимир Витько сумел поставить спектакль, в котором есть все: и хорошее, и плохое, и злое, и доброе. Получилась своего рода притча. А уж когда начинаются песни и пляски, то это настолько заряжает зал, что этот ход мне представляется просто гениальным». Хор артистов (они же – деревенские жители) появляется в спектакле четыре раза и поет народные песни, которые сейчас редко услышишь. Через этот хор словно читается мысль, что все мы – единый организм, и каждый может столкнуться лицом к лицу с горем, переживаемым Марией и Кузьмой. Страшно, что люди могут предать не просто продавщицу Марию, а именно это человеческое целое, это единство, которое держится на милосердии, взаимоподдержке. И кажется, что, испугавшись именно этого, в финале спектакля Василий бежит на пристать и бьет в набат. Чтобы дать людям возможность не предать себя, ведь, как говорили герои спектакля, разве не люди творят время, в котором живут?