Дорогой зритель! Будем ближе! | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

17.02.2022

Дорогой зритель! Будем ближе!

Представляем вашему вниманию цикл интервью. Сегодня беседуем с актёром… нет, с режиссёром Артёмом Савиновым.

Здравствуйте, Артём.

– Здравствуйте!

Артём, актёр или режиссёр?

– И то, и другое, потому что… это те двери, через которые можно входить в нашу профессию. Есть дверь актерская, есть дверь режиссерская, но так или иначе мы попадаем в театр. Это одно большое общее дело, где работают как актеры, так и режиссеры. То есть, нельзя же сказать, что спектакль поставлен режиссером. Нет! Спектакль поставлен всеми: и актером, и режиссером, и постановочными цехами, и художником, и хореографом, и концертмейстером. Важны все, а особенно те люди, которые убирают сцену до того, как актеры на нее выходят. Актеры должны говорит спасибо, за то, что их ноги касаются чистой сцены.

Это командная работа, где важен каждый элемент?

– Да, важен каждый – это как частички пазла. Без одного картинка всегда будет неполной.

Откуда взялось желание поступать на режиссуру?

– Появилось желание взглянуть на профессию с другого фланга. Если обычно была видна картинка изнутри, из игрового процесса, то сейчас есть возможность взглянуть как человек, который заливает внутрь эти мысли, идеи, обязательно разбирает с актёрами их роли, персонажей. Не было определённого рывка, что мне необходимо поступать на режиссуру. Мне было необходимо развиваться дальше в профессии. Безусловно актёр и режиссер – это совершенно два разных человека по своему мировосприятию, по мозгам, что называется. Но нельзя забывать, что многие

именитые режиссеры выходили из актерской профессии. Им помогала актёрская практика в прошлом.

А Вам помогает?

– Мне сложно судить, пока не так много поставлено спектаклей. Но это интересно, мало актёров задумывается о своей роли в концепции всего рисунка пьесы, драматургического материала. А тут появляется такая возможность видеть объем пьесы, видеть целое. Михаил Чехов еще говорил о важности чувства целого. Есть понимание чувства целого не только в своей роли, но и роли внутри целого спектакля.

Сейчас идёт работа над постановкой «Дон Жуан». Многие авторы брали этого персонажа для размышлений. Почему Вы выбрали Мольера? Чем определён выбор?

– Ну, во-первых, фигура самого Мольера. Очень интересная, провокационная фигура, манящая меня с профессиональной точки

зрения. Он вобрал в себя целых три ипостаси – актерскую, режиссерскую и драматургическую. На сколько он объемно понимал театр, время в которое жил, человека. И мне кажется, что система Станиславского в том виде, в котором мы ее знаем, опиралась на то, чего в своё время достиг Мольер. Ведь он стал выстраивать живые человеческие диалоги, заставлял актёров двигаться. В то время театр был декламационный. Например, театр «Бургунский отель», где актер выходил на сцену в красивом костюме, красиво произносил текст, замерев в красивой позе. Мольер вывел действие на сцену. И сейчас, сталкиваясь с его текстами, я понимаю, что они для русского актера сложны. Нужно все прожить и через себя пропустить.

Европейский театр очень техничный, именно с точки зрения актерской игры. Моментальное переключение с объекта на объект, с отношения на отношение. Оно работает по щелчку, и они умеют этим управлять.  У нас же, мыслительно-чувственный процесс занимает больше времени. У Мольера присутствует «игра в одно касание», как говорится, чтоб «ноготь просунуть было нельзя» в актёрской игре. Вот на сколько игра должна быть молниеносной.

Каково прочтение образа Дон Жуана в вашем спектакле? С чем столкнётся зритель?

– Он столкнётся с молодостью, красотой, ибо, как говорят многие, Дон Жуан – это воплощение зла, а зло должно быть красивым, свободным, одиноким… Нужно понимать, что есть человек вольный, а есть человек свободный. Воля – это следование правилам, а свобода уже за пределами воли, это саморазрушение, что мы и наблюдаем в Жуане. Если вспомнить «Потерянный рай» Джона Мильтона, где главный герой – Люцифер, падший ангел, который захотел свободы и повлёк за собой разрушения. В первую очередь, разрушая себя. Такую же ситуацию мы наблюдаем в «Дон Жуане», когда совершенно прекрасный во многих отношениях человек, постепенно разрушается и погибает.