День до премьеры | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

25.05.2023

День до премьеры

Уже завтра на сцене «Галерки» состоится премьерный показ спектакля «Преступление и наказание». На прошедшей пресс-конференции режиссер Егор Витько рассказал о работе над одним из самых известных романов Ф.М. Достоевского.

О персонажах

— Перенести весь роман, все его линии на сцену – невыполнимая задача. Понять, какая история будет рассказана, можно по тем персонажам, что вошли в спектакль: Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Авдотья Романова, Свидригайлов, Порфирий Петрович, Разумихин.

Есть еще один персонаж, у Достоевского он назван просто студентом. В романе описан его разговор с офицером, который Раскольников случайно слышит в трактире, и именно этот разговор провоцирует главного героя на преступление. В нашей программке, где указаны имена действующих лиц, этот студент назван «Петр Степанович». Так зовут героя другого романа Достоевского – «Бесы» (я имею в виду Петра Степановича Верховенского). Мне показалось, что этот персонаж, студент из «Преступления и наказания» – это предтеча Петра Верховенского. Именно он закладывает в сознание Раскольникова ложную мысль о достижении справедливости через преступление. Это наша небольшая вольность, которая создает перекличку между двумя романами классика.

О жанре постановки 

— Мы определили жанр спектакля как драматический трактат «О справедливости». Трактат как бы выводит на первый план не столько сам сюжет, сколько содержание, тот конфликт идей, который присутствует в романе. С актерами мы учились прочитывать в тексте Ф.М. Достоевского не только ситуацию, но и то, что стоит за ней.

Как мне кажется, в романе исследуется тема справедливости, сталкиваются две главные силы: это человеческая, ложная справедливость, справедливость по праву «арифметики» и божественная справедливость, в которой нет привычной и понятной человеку логики. Первая отражается в мышлении Раскольникова, вторая – в позиции Сони Мармеладовой. Позиция Раскольникова – сломать и взять власть, выбор Сони – смирение и милосердие.

О форме спектакля

— Наш способ построения спектакля предполагает, что все персонажи присутствуют на сцене с начала и до конца постановки. Вместе с художником мы стремились к минималистичному решению. Актеры работают на первом плане, чтобы возникало ощущение камерной сцены, появлялась возможность более тесного контакта артистов с залом.

О работе актеров

— Этот спектакль актерский в том смысле, что именно через артистов, через их диалоги, психику показано столкновение идей. Самым сложным было репетировать роли персонажей прохристианской позиции – Сони, Дуни. Все-таки и атеистическая традиция прочтения романов Достоевского в советское время, и современная культура не предполагают того уровня понимания божественного, о котором писал Федор Михайлович. Вроде бы есть осознание, что отношения с Богом – это серьезно, глубоко, а как это почувствовать?.. Чтобы сыграть то, что написано в романе, нужно перестроить сознание, понять внутренней, сердечной мышцей, что такое духовная жизнь, каков человек, живущий духовной жизнью.