29 мгновений «Галёрки» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

16.11.2019

29 мгновений «Галёрки»

Когда в афише появились «Шуты села Степанчикова» по Ф. Достоевскому и «Фрол Скабеев» по Д. Аверкиеву, решено было ехать в Санкт-Петебург. За 17 гастрольных дней зрители Петербурга увидели 7 спектаклей, в том числе «Дядю Ваню» А. Чехова, «Рядовых» А. Дударева, «Уходил старик от старухи» С. Злотникова, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Прощание в июне» А. Вампилова.

Из воспоминаний Татьяны Бакулиной,  заведующей литературно-драматургической частью театра:

…Вот уже и в прошлом пе­тербургские гастроли «Галёрки». Но осталось волнение, ко­торое еще долго будет подо­греваться нашей эмоциональ­ной памятью. Что ни говори­те, а было грустно расста­ваться с городом на Неве, где первым великим режиссе­ром стал сам император Петр. Мы бродили по горо­ду-театру, любовались деко­рациями лучших итальянских сценографов,  удивлялись смысловой точности, эстети­ке рожденных на века ми­зансцен.

– Избалованная и пресы­щенная петербургская пуб­лика. – поведал нам писатель Виктор Кузнецов незадолго до начала нашего первого спектакля «Фрол Скабеев», – разучилась над «вымыслом слезами обливаться».

Похоже, мы все излишне за­калились. Трудно поверить, почти невозможно согласить­ся, но привыкли, притерпе­лись к реальным драмам, тра­гедиям, смерти, крови. Фан­тазия какого гения может се­годня соперничать с нашей действительностью?

Всякие посещали мысли на­кануне открытия гастролей. В афише за 23 июня значил­ся спектакль «Фрол Скабеев», любимый омским зрителем – не столь избалованным, но не менее взыскательным. Но имя драматурга Дмитрия Аверкиева, современника А. Н. Островского, напрочь забыто петербуржцами. И вот неизвестный провинци­альный театр из Омска предлагает Питеру свою версию… Сильно волновались актеры, тем более что на открытие приглашен Станислав Илю­хин, режиссер-постановщик спектакля.

Зрителей было немного, но они на одном дыхании приняли русскую комедию о по­хождениях плута и вора Фролки Скабеева. Любопыт­но было узнать в антракте первые впечатления от «Га­лерки».

Достойные декорации, изысканные костюмы, интерес­ные сценические решения, полная    отдача артистов… Никакого налета про­винциальной нищеты и заброшенности, — таково мнение режиссера киностудии «Лен-фильм» Игоря Москвитина (кстати, он посмотрел едва ли не весь наш репертуар и при­гласил на кинопробы О. Курлова и П. Кондрашина). Как выяснилось на последующих спектаклях «Фрола Скабеева» (играли его 4 раза!), зрителей подкупала абсолютная рас­крепощенность молодых ак­теров Олега и Елены Курловых, Светланы Суконьщиковой,   Павла   Кондрашина, работавших на пределе искрен­ности. Яркий, зрелищный спектакль с добрым энергети­ческим полем все-таки встрях­нул петербуржцев. Послед­ний поклон актеры дарили уже полному залу благодар­ной публики.

Кто смотрел «Семейный портрет с посторонним», ос­тался  доволен фей­ерверком актерского темпера­мента артистки Светланы Гассан.

Как бы то ни было, к анш­лагу «Галерка» все-таки при­шла…

Гастроли начали набирать силу со спектакля по Ф. До­стоевскому «Шуты села Степанчикова». Именно в Петербурге стало попятно, на­ сколько современен и необхо­дим сегодня Ф. М. Достоевский всем нам. Научный со­трудник музея – квартиры Достоевского (Кузнечный переулок  – 5/2) Мария Брусовани делилась впечатлениями в ант­ракте:

– Мне по роду деятельно­сти приходилось не раз ви­деть инсценировку романа Ф. М. Достоевского. Ваша вер­сия «Села Степанчикова и его обитателей» ввела меня в со­стояние жуткой тревоги: по­чему наш народ так нераз­борчив в авторитете власти, почему нас подчиняют Фомы Опискины? Мне стало страш­но за будущее… Такое эмоцио­нальное воздействие оказал на меня Фома Фомич в орга­ничном исполнении актера Константина Левашова.

7 июля спектакль «Шуты села Степанчикова» из Моск­вы (в качестве зрителя!) приехал режиссер-постанов­щик Сергей Стеблюк. Конечно, приятно, но и ответст­венно: сохранил ли театр режиссерский замысел?

В этот вечер на просмотре встретились два режиссера – Андрей Максимов, который ста­вил  в БДТ имени Товстоногова «Село Степанчикова» и Сергей Стеб­люк, поставивший спектакль на омской сцене. О чем го­ворили два элитарных зрите­ля – нам неизвестно, но факт сам по себе совсем небезын­тересный.

Признанным фаворитом га­строльного репертуара все же стал спектакль «Дядя Ваня и другие»  А.П. Чехова. Зрительское «браво» было обращено, прежде всего, к Войницкому – актеру Владимиру Витько.

 

Мы благодарны тем, кто нас ус­лышал в Петербурге и кто понял в Омске, как необходимо­ молодому театру именно «по-крупному» начинать гастрольную деятельность. Хотя бы ради высокого уровня оценочных критериев.

В 1995 году из Майкопа в «Галёрку» приехал актёр Николай Анкудинов. Спортивный, работоспособный, обаятельный артист, до самозабвения преданный профессии. Любовь омских зрителей пришла к нему с Расплюевым в комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». За эту роль удостоен диплома лауреата в Омском областном конкурсе «Лучшая театральная работа 1996 года» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Его занавес закрылся 27 марта 1997 года в Международный день театра.  Не стираются из памяти созданные Анкудиновым образы: Ежевикина ( «Шуты из села Степанчикова»), Гаврилы Белигина («Женитьба Белугина»), Лычикова ( «Фрол Скобеев»).

 

 

 

 

 

Театральный проект «29 мгновений «Галёрки»: