…Все к счастью, Господа!

После полугодового перерыва на сцену «Галерки» возвращается комедия А.Н. Толстого «Касатка» в постановке петербургского режиссе­ра Сергея Ражука, художников – Бориса Петрушанского и Натальи Гапоновой, композитора  Сергея Шичкина.

Причина столь долгого отсутст­вия спектакля – прибавление семей­ства в нашем театре-доме, ибо, как говорил герой названной пьесы Желтухин, – «самое главное в жизни – любовь-с во всех проявлениях, ос­тальное все, поверьте, не заслужива­ет большого внимания! Одна лю­бовь-с!» К слову сказать, сам Алек­сей Толстой слыл весьма влюбчивым человеком. Женился в девятнадцать лет. Историю своей первой любви называл провинциально-наивной. В этой связи становятся понятными ис­токи целомудрия и мечтательности многих его персонажей. Все после­дующие романы Алексея Николае­вича характеризовали его как чело­века веселого, открытого всем дарам и соблазнам бытия. Любящие жен­щины были красивы, образованны и мудры. Именно они вдохновили ху­дожника на создание нескольких пьес под общим названием «Комедии о любви». Толстого увлекали истории нетипичные, с необычными челове­ческими взаимоотношениями. «Я уст­роен так, что влекусь ко всему летя­щему, текущему, опрокидывающе­му…» Пьеса «Касатка» написана в 1916 году «одним духом». В это вре­мя драматург был страстно влюблен в поэтессу Наталью Крандиевскую. Толстой не скрывал, что идея нрав­ственного возрождения личности под влиянием всепобеждающей любви стала основной в его предреволю­ционном сценическом наследии. Эти комедии незамысловаты по сюжету, можно сказать – предугадываемы и предсказуемы с первого акта. Но драматург не боится сюжетно открывать карты, ибо, по его мнению, «сила пье­сы не в таинственности перспективы, а во все большей (от действия к действию) полноте и глубине раскрытия характеров героев, смысла их выбо­ров и поступков».

«Касатка» – одна из самых сце­ничных пьес Толстого. Удостоена Грибоедовской премии. Ее отличают увлекательный и стремительно раз­вивающийся сюжет, непрерывность действия, обьемные и острые характеры, внутренний драматизм при внешнем комизме. Первый раз коме­дия была поставлена в декабре 1916 года Московским драматическим теа­тром. Спектакль был очень хорошо принят публикой и с тех пор имеет счастливую сценическую жизнь. В пье­се параллельно развиваются судьбы трех пар: князь – Касатка, Илья – Раиса, тетушка – Желтухин. Алек­сей Толстой рассказал простую ис­торию о том, как бесхарактерный иг­рок, разорившийся князь Вельский, его невеста Марья Косарева и «друг дет­ства» Абрам Желтухин уезжают, а скорее – бегут из Петербурга в усадьбу к тетке на Волгу, чтобы скрыться от долговой тюрьмы и най­ти какой-либо выход из создавшего­ся положения. Тетушка Варвара Ива­новна встречает всех накануне боль­шого события. Ее воспитанник Илья женится на добропорядочной девуш­ке Раисе. Но в любви четырех про­изошло все «с точностью до наобо­рот»…

Режиссер Сергей Ражук, тонко уловив игровую стихию драматурги­ческой природы Толстого, берет мо­лодых, способных, не похожих по способу существования актеров и пропитывает всех каким-то единым веществом…

Отсутствие наработанных штам­пов, искренность, возрастное попада­ние,   максимальная отдача «любовного четырехугольника» придали спектаклю чрезвычайно свежее зву­чание. Актеры: Мария Старосельцева – Касатка, Евгения Смаженко – Раиса, Сергей Шоколов – князь, Александр Карпов – Илья, вместе с мастерами сцены: Валерием Скорокосовым – Желтухин, Ириной Вышегородцевой – тетушка – разыг­рали историю любви трех самобыт­ных пар с той мерой увлеченности и страсти, которая явила зрителям ко­медию мощного эстетического обая­ния. Режиссер построил спектакль на соединении яркой театральности, иг­ривого тона с тонким лиризмом и пси­хологическим правдоподобием. Ар­тисты существуют легко, в меру ку­ражливо. Им явно приятен мир, со­зданный на сцене. В игровой стихии убедителен и придуманный Сергеем Ражуком персонаж на пристани (ар­тист Леонид Гусаров), который не­посредственным участием и общением с героями создает и раскрывает в спектакле простую формулу зритель­ского восприятия: «К тому, что про­исходит на сцене, относитесь несе­рьезно, господа! Но это очень серьезно, потому что дело касается любви-с!»

Интересны все без исключения сыгранные характеры, потому что полифоничны. Их любопытно анализировать, наблюдать развитие. Резкая, порывистая, ироничная, не верящая в любовь князя Касатка (Мария Старосельцева) внутренне преображается в усадьбе тетки. Сильное чувство к Илье возрождает в ней мягкость, кро­тость, слабость, способность к само­пожертвованию – знакомые черты классического русского женского ха­рактера. Актриса меняет пластику, становятся задушевными и искренними интонации, появляется свет в глазах. Мария Старосельцева тонко чувству­ет природу драматического. Она вну­тренне подвижна, эмоциональна, тем­пераментна. Ее Касатке веришь, со­чувствуешь.

Воспитанник Илья (Александр Карпов) первоначально преподносит себя этаким строгим хозяином, не по годам рачительным и Экономным, с манерами «ученого педанта». Совсем другим становится Илья, влюбившись заново в Касатку, потеряв голову. Ак­тер находит очень выразительные краски, выстраивает отношения с Машей, на высоком душевном нака­ле. Вместе с тем его Илья и смеш­ной, и нелепый, и по-детски наив­ный. Однако в страсти – безудерж­ный и, сопротивляясь обстоятельст­вам, настойчиво доказывает свое че­ловеческое право на выбор. Актер ведет роль на грани комического и драматического, что делает его пер­сонаж личностью неординарной.

Сергей Шоколов купается в роли князя Вельского. Природа актера та­кова, что, несмотря на никчемность, мелкость, безвольность играемого им князя, последний не вызывает у зри­телей отрицательных эмоций. Актер Шоколов имеет большое комическое и лирическое обаяние. Замечателен дуэт Вельского и Раисы, трогатель­ный, нежный, комичный. По-другому воспринимается князь. В нем вдруг открывается способность защитить свою любовь, появляются утраченное самолюбие и гордость.

Роль Раисы – успешный дебют в «Галерке» Евгении Смаженко. Ак­триса органична в каждой сцене. Ра­иса – ребенок, собравшийся замуж… Мечтательный, непосредственный, чистый. Но любовь преображает и ее. В финале перед нами вовсе не сла­бое существо. Напротив, сострадатель­ность к князю перерастает в способность вдохнуть мужество в бесхарак­терного Бельского и как-то изменить его образ жизни.

Любовь в спектакле – сила, движущая и сюжет, и смысл пьесы. Именно возникшее (наверняка впер­вые в жизни!) чувство в душе тетуш­ки (Ирина Вышегородцева) в корне изменит отлаженный до мелочей об­раз жизни Варвары Ивановны. Пара Желтухина (Валерий Скорокосов) и тетушки производит магическое впечатление. Каждый из актеров выши­вает свой рисунок роли с большим мастерством и фантазией. Это тот счастливый случай, когда получаешь ху­дожественное наслаждение именно от искусства игры, от блестящего партнерства, когда не хочется поки­дать зрительный зал после спектак­ля, как будто возможно, как на концерте, повторить «на бис» какой-либо полюбившийся фрагмент.

Замечателен в спектакле твор­ческий союз режиссера и художни­ков из Петербурга – Бориса Петрушанского и Натальи Гапоновой. Образно, красиво, умно, в соответ­ствии с драматургическим материа­лом и замыслом режиссера решено сценическое пространство. Образ качелей, как диалектика жизни, как воспоминание о далеком и милом детстве, как зыбкость и неустойчи­вость человеческой судьбы, как па­дение и долгая боль при безудерж­ном раскачивании… Качели – это полет, это вдохновение на счастли­вое будущее… Не зря каждый пер­сонаж в спектакле стремится ото­рваться от земли, дабы ощутить себя частью неведомого, но такого маня­щего пространства. Спектакль Сер­гея Ражука о любви – полетной, романтической. Любви, которая спо­собна изменить отношение челове­ка к жизни, да и саму жизнь. Симпа­тичную музыку написал омский ком­позитор Сергей Шичкин. Она тон­ко помогает раскручивать действие, гармонично сцепляет эпизоды, не являясь сугубо иллюстративной.

Приятно, что «Касатка» в но­вом году набирает второе дыхание… Ничего, что долго не играли. Как сказал полюбившийся зрителям Аб­рам Желтухин: «Все к счастью!».

Татьяна Антонова