В кружеве чувств | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

15.04.2004

В кружеве чувств

Иван Тургенев. «Месяц в деревне» (комедия) в постановке Андрея Максимова на сцене театра драмы и комедии «Галерка». Художник-постановщик Ольга Веревкина. Композитор Сергей Шичкин

«Семь пудов любви»… Определение Чехова, данное им одной из своих пьес, как нельзя более подходит этому спектаклю. И добрая половина этих пудов — уже в своеобразном эпиграфе, в длинном, немигающем взгляде Ракитина (Валерий Скорокосов), устремленном в самом начале, еще до диалога, на Наталью Петровну (Наталья Новикова) — взгляде разгадывающем. Но ведь любая женщина сама по себе загадка… Да и не влюблен здесь, в этом не вырубленном еще вишневом саду, разве что гувернер Шааф (а жаль, это придало бы еще большую глубину яркой работе Анатолия Кузнецова). Не хочется пересказывать интригу одной из самых изящных и глубоких классических комедий, скажем только, что в основе ее — внезапно вспыхнувшая и неосознаваемая поначалу страсть героини к учителю ее десятилетнего сына Коли, студенту Алексею Беляеву (Александр Карпов). Но в него, скорее всего, влюбляется и семнадцатилетняя воспитанница Верочка (Александра Урдуханова)- может быть, и не без взаимности. Но в Наталью Петровну давно и, похоже, безнадежно, а оттого глубоко влюблен и друг ее мужа Ракитин.

Возможно, не совсем принято говорить подобное в самом начале статьи, но история, разыгрываемая перед нами, будет про Ракитина. И это благодаря мастерскому, иначе не скажешь, исполнению Скорокосова. Безупречность манер, умение носить костюм — важные слагаемые образа, но внешний облик здесь не самое главное. Плотнейший внутренний монолог во всех зонах молчания, точное ощущение ритма, полная сосредоточенность на предмете своей главной страсти буквально завораживают зал, не давая зрителям оторваться от действия. Как никто понимает он также безнадежно и обреченно влюбившуюся Наталью Петровну — и уходит, жертвуя счастьем всей своей жизни. А что же героиня?

В Наталью Петровну Новиковой невозможно не влюбиться, видя ее глазами Ракитина. Как спокойно-прекрасен тихий омут ее души в первых сценах, но какие черты возникают в нем на наших глазах! Одно ее короткое прерывистое «а!» заставляет оглянуться всех мужчин — это сама вечная женственность. Тонко и точно выстраивает актриса свой разговор-загадку с ничего не подозревающей наивной Верочкой от ласково-доверительного «Ведь я же тебе сестра!» до вопля «Оставьте же меня, наконец!».

Замечательно раскрылась в классической, уже сыгранной многими выдающимися актрисами роли Верочки и Александра Урдуханова, уже полюбившаяся зрителям «Галерки». Вот ее первое появление — на сцену вихрем врывается захлебывающийся от смеха подросток. Но в поединке с Натальей Петровной это «дитя», познавшее силу любви, явно побеждает. Ведь она сама, сама — и это отчетливо играет молодая актриса — принимает решение: выйти замуж за смешного, нелепого и едва знакомого Большинцова (Владимир Кокин), и это не от слабости душевной, а от силы. Сцену эту можно играть по-разному, но Урдуханова способна на замысел роли, и это говорит о больших возможностях исполнительницы.

Не меньший путь взросления проходит за короткое время действия и герой Александра Карпова. Очень трогателен молодой актер в сцене неожиданного для него признания героини, когда «сама Наталья Петровна» признается ему в любви и требует уехать. Потрясение заставляет его бежать — он-то не решается на поступок. Увы, об этом — многие романы автора «Месяца в деревне», печально подметившего неспособность мужчин своего поколения на поступок: таков, по сути, и Ракитин.

Интересны и объемны в спектакле и работы второго плана — «окислая девица» Лизавета Богдановна, которую с прекрасным чувством меры играет опытная Ирина Вышегородцева, и мужественный в дружбе любящий муж Натальи Петровны Ислаев Владимира Витько, и его недалекая, но добрая и забавная матушка-клуша (Светлана Романова). И, конечно же, с блеском сыгран Юрием Гребнем уездный Талейран доктор Шпигельский — карикатурный провинциальный демон, в котором явственно читается его биография: от благих порывов юности до зрелого цинизма, умело прикрываемого шутовской маской.

Браво драматургу, браво режиссеру Андрею Максимову — актерский ансамбль получился на славу, и что характерно, спектакль сыгран как комедия, нигде не переходя ни в мелодраму, ни в бытовую историю.