Партер рукоплещет «Галерке»

Приза Международного фестиваля «Золотой витязь» удостоен Омский театр «Галерка». Его руководитель Владимир Витько создал коллектив, взращенный на классической драматургии.
Эту идею поддержали попечители — фирма «Мостовик» и аэрокосмическое объединение «Полет». Вспоминаю, как в Минске на театральном фестивале, куда Витько привез своего «Фрола Скобеева», режиссер с гордостью заметил, что благодаря своим спонсорам театр смог вольготно расположиться в загородном пансионате, актеры ни в чем не знают стеснения.
Одна газета разразилась как-то статьей: «Самодержавие по Витько: вот дан тебе театр — сам и держи!» Но что значит — сам? В одиночестве, каким бы самобытным ты ни был, не сделать ничего. Шефы из объединения «Полет» передали театру свой Дворец культуры — переделали сцену, устроили гримуборные, буфет, зал для репетиций.
Конечно, есть тут место и вешалке, однако не с нее начинается театр. «Галерка» начинается с афиши, поражающей постоянством тенденций репертуарного выбора.
Сегодня визитная карточка театра — «Фрол Скобеев» Дмитрия Аверкиева, сценическая интерпретация плутовского романа XVII века: поистине с купеческим размахом, в песцах и соболях, заполняющих сцену. Спектакль в постановке Станислава Илюхина получился выдающийся — с отменной режиссурой, сценографией, оригинальным музыкальным оформлением и созвездием актерских работ. Представление в жанре святочного гуляния исполнено ярких картин патриархальной русской жизни.
А рядом с «Фролом Скобеевым» — «Нахлебник» Тургенева, вся вампиловская Атлантида, единственный в своем роде грибоедовский «Студент», современные идиллии Лобозерова…
Пьесы вроде бы старожилы, однако — вот парадокс! — в зале нет свободных мест. «Галерка» во всем демократична, это «театр людей» с подробнейшей партитурой человеческих отношений. Владимир Витько не стремится к внешнему эффекту, во главе угла — человек.
— Я отрицаю искусство, способное разрушить гармонию, ввергнуть человека в уныние, — говорит режиссер. — Считаю самой большой бедой сегодняшней жизни неприкаянность человеческой души. Храм Божий и храм искусства должны идти рука об руку и нести людям веру, надежду, любовь. Это главная цель создания нашего театра. Мы строим именно такую модель — нравственную. Понятно, что нового в этой мысли ничего нет, однако так непросто претворять ее в жизнь — слишком много вокруг зла…
Ему близко утверждение Пабло Казальса: «Мы должны каждому говорить, что он — чудо и нет другого такого на свете, так имеешь ли ты право нести зло другому, когда он, как и ты, — тоже чудо. Мы должны охранять и беречь друг друга».
«Галерке» присуща эта изюминка — поиск неизвестных, незаслуженно забытых произведений с затейливыми сюжетами, острыми конфликтами, какие не дает повседневная жизнь. И еще: в театре нет порочной практики выбора пьесы для самоутверждения главрежа.
Скажем, «Нахлебник» не появился бы в афише, если бы в труппу не пришел актер большого трагикомического диапазона Юрий Гребень.
А взять комедию «Студент»? Она создана в 1817 году Грибоедовым в соавторстве с Павлом Катениным. Свет рампы «Студенту» довелось увидеть только раз — век тому назад в Александринке. И вот ее «реанимировали» в Омске. И получился невероятно современный проблемный спектакль о том, какими способами достигают положения в России люди, стремящиеся к власти. Блестяще интерпретировал роль студента Евлампия Беневольского Валерий Скорокосов.
Под стать ему и Владимир Светашов, исполнивший роль Полюбина, — умный, стильный актер.
Постановка классики для театра не самоцель.
— Трудно после Вампилова читать современную драматургию, — сетует Владимир Федорович. — Язык, конфликт, характеры — все сдвинуто в черную, беспросветную даль сегодняшней жизни. Современные пьесы, возможно, талантливо сделаны, но большинство из них рассказывают, какие мы ничтожные, опустошенные, загубленные, изуродованные, продажные, душевно больные. Мне неинтересно об этом рассказывать со сцены — такой материал разрушает даже здоровую психику… Замечено: люди приходят в «Галерку» зарядиться положительной, созидающей энергией… И создатель театра уверен, что зритель всегда прав.
Кстати, и сам Владимир Витько играет чуть ли не в каждой пьесе своего репертуара. Это роли трагические, сыгранные неистово и оказывающиеся центром любой постановки. Художественный руководитель и на актерском поприще — безусловный лидер.
— Да, я старомоден, считая, что искусство должно быть высоким, если хотите, кафедрой, чтобы говорить о том, что волнует человека, уважительно, достойно, мудро.
— Такого репертуара даже МХАТ не может себе позволить! — сказал омичам Михаил Ульянов. — Вы сделали поистине революционный шаг, взяв курс на классику. Оказалось, вы опередили время…
В противостоянии нравственной эрозии и состоит миссия «Галерки». И успех труппы, и многочисленные награды на театральных форумах доказывают: изначально был взят верный и перспективный курс.

Автор: Андрей Петров

Худрук Омского театра «Галерка» о современной драматургии
Гудок (Москва)