«Не желайте мне легкой дороги!..» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

12.11.2007

"Не желайте мне легкой дороги!.."

«Как время жизнь перелистало…» Это в романсе. А если буднично, то день за днем прошли еще десять лет с того дня, как Владимир Витько отмечал свое пятидесятилетие. Нам и тогда было о чем поговорить несуетно и душевно. Для романтически созданных природой людей часто важно не только идти рядом, но и абсолютно точно знать, что есть такая дорога. И перекрестки, чтобы сверять время и самого себя.

Ну, вот он и перекресток — Владимиру Федоровичу 60 лет! Юбилей! Вечер для друзей в Доме актера. Тут бы молвить, мол, годы берут свое! Да ничего подобного! Нет, я прекрасно помню и молодого обаятельного артиста ТЮЗа Витько, увлеченного поэтическими спектаклями и песнями под гитару, и горестно мучающегося сомнениями, как жить, если в театре такой раздрай, что хоть на край света беги! И еще не очень твердо уверенного в своих силах и дерзаниях, когда и в актерском деле еще столько не сказано, а уже примеряешь новую роль, которой нет в ближайшей перспективе в расписании жизни и театра.

«Мы, друг, в метаниях растем, и что-то вдруг произрастает…» И в девятнадцатом веке люди искали некий лучший вариант самого себя. И Витько метался, проверяя себя на нравственную прочность. Не корысти ради, тут все как-то ясно было от уроков семейного воспитания. Ради дела, которое задумал, — свой театр! Ну, исчез бы с омского горизонта в далеком Нальчике, помахали бы ручкой — с Богом! А он вернулся в Омск, уже давно ставший ему родным город, чтобы заявить о своем твер­дом намерении создать свой театр! Ну, суждены нам благие порывы! Как их свершить — это уже не вопрос, а проблема! Здание, труппа, финансирование — одно, а вера в тебя — другое.

Думаете, так все и поверили? У нас скептиков всегда хватает! И даже в юбилейные дни «постеснялись» сказать, что всерьез поддержал Витько только Владимир Васильевич Шалак, возглавлявший тогда городскую культуру. Ну, было и было! В ДК «Юность», в «спальном» районе города получила прописку «Галерка»!

Острословы не зевали… и ждали. Нет, не побед, которыми сегодня красиво гордится театр, прочно занявший место под солнцем, а, скорее, — поражения. Но не раскусили нрава «украинского хлопца», который почти революционно сказал: «Мы пойдем своим путем!» Время штормило разными новациями в репертуаре, в режиссуре, а у «Галерки» — психологический традиционный театр на фундаменте русской классики!

Витько принципиально скандальозных сенсаций не хотел. Сенсацией могла стать отдельная удача, но Владимиру Федоровичу хотелось все-таки выстроить стратегию творческого поиска. И она есть — стратегия: А. Островский, И. Тургенев, А. Чехов, А. Толстой, М. Горький, В. Шукшин, А. Вампилов, В. Распутин, В. Крупин…

Знаменитый режиссер Алексей Попов, начиная репетиции в своем театре, любил говорить: «Ну, чем будем удивлять?» И было бы наивно думать, чтобы к новому театру, дерзнувшему на собственное творческое кредо, не было очень даже пристрастного внимания — «чем будет удивлять?»

А он и не собирался удивлять. Классика потому и классика — она о вечном и сиюминутном. Он шаг за шагом шел своей дорогой. Ну, в каком еще театре, даже не таком провинциальном (не столичном!), где-то в Сибири, можно увидеть на афише все пьесы Александра Вампилова? Даже родные талантливому драматургу иркутяне признали спектакль «Прошлым летом в Чулимске» лучшим на Вампиловском фестивале.

Мало кто знает, что сначала в жизни Витько была литература, обыкновенный филфак, а еще драмкружок. Актерский диплом, режиссерский — потом. Как хлебороб может на ладони взвесить золотое зернышко, так и Витько с годами научился чутко, бережно, безошибочно выверять, что волнует, интересует, пленяет в безбрежном море искусства. Гнаться за модой — не для него. Он даже гордится некой старомодностью, его не смущают проторенные пути, он-то их торит по-своему. Как велит энергия доброй воли. Воли созидательной. Воли строителя ауры театра, который теперь-то признан, возведен в ранг государственного, пользуется у зрителей порядочной репутацией. Разве мало для начала! Что такое семнадцать лет трудов и творческих мук? А это как посмотреть…

Ну, вот они — шестьдесят, Владимир Федорович… Дело начато, столько сделано, а у тебя, дорогой мой, опять забот не перечесть. Тебя одобрил в Иркутске, где «Галерка» показывала премьерный спектакль «Деньги для Марии», сам Валентин Распутин, тебе повезло несказанно на дружбу и содружество с таким же совестливым правдолюбцем Владимиром Крупиным, и не будем кокетничать, что просто повезло. Ты очень хотел, чтобы вот так повезло — высоко, пронзительно, до глубины души!

Хочется большего. Хочется просчитать, что дальше. Можно и просчитать. Будет «Галерка» красивым театром — и скоро! Реставраторы, строители, архитекторы обещают постараться. Ты весь сейчас в нетерпении, хотя внешне очень спокоен. Поддержка есть, решение губернатора есть, за дело берется испытанный «Мостовик», а там у тебя лучший друг. Пора думать, какого рода содержимым будет наполнен потом этот дом?..

Ты стоял на сцене и смотрел, как твои актеры читали стихи Есенина и пели всем нам дорогие песни. Ты сам часто читал гениальные строки пронзительнейшего из русских поэтов, теперь уже эту заветную роль не сыграть. И мы, друзья и зрители, видели твои почти «невидимые миру слезы». Вот оно — твое!

Ты стоял на сцене — такой красивый в свои молодые шестьдесят! Мы часто с тобой спорили, а надо ли жечь свечу — с трех сторон? У свечи — два конца. Можно руки опалить. Ты и художественный руководитель, и режиссер, и актер. Так нельзя жить!