Драматург, построивший храм

Убежден, что не будет ни преувеличением, ни, тем более, ошибкой сказать, что один из самых популярных современных русских драматургов Степан Лобозеров построил храм не только у себя на Родине, в забайкальской деревне (и это факт – построил!), но и само по себе его творчество, пьесы, поставленные более чем в двухстах театрах, можно назвать духовным храмом, ибо в созданном им мире есть все компоненты, присущие православной храмовости: чистота, как написано в пьесе «По соседству мы живем», «доходящая до стерильности», абсолютно ничем не замутненная, высочайшей пробы этика, безусловно, свидетельствующая и о душевной чистоте автора. Необычайно чиста и эстетика его творчества, берущая исток в глубинах народной жизни с ее яркими, рельефными характерами, с красивейшим, сочным, метким языком, которым Степан Лукич владеет виртуозно, зная его доподлинно, во всех тонкостях (качество, свойственное самым большим мастерам русской литературы, таким, как Чехов, Бунин, Шолохов, Шукшин). Плюс удивительное чувство юмора, позволяющее ему блестяще работать в жанре комедии.

Все это омский зритель имел возможность ощутить на себе во время прошедшего в нашем городе фестиваля «Вечера с драматургом Степаном Лобозеровым». Его гостями был сам драматург, Степан Лукич Лобозеров, директор театра имени Бестужева из города Улан-Удэ Петр Григорьевич Степанов и театральный критик из Москвы Анастасия Олеговна Ефремова.

Четыре спектакля Омского драматического театра «Галерка» из вечера в вечер шли при переполненном зале на сцене театра куклы, актера, маски «Арлекин». Три из них – «Семейный портрет с посторонним», «Семейный портрет с дензнаками» и «В ста шагах от праздника» – поставил художественный руководитель «Галерки», заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Владимир Федорович Витько, а четвертый, «Маленький спектакль на лоне природы» (последняя премьера «Галерки») – режиссер Санкт-Петербургского Большого драматического театра имени Г. В. Товстоногова Андрей Николаевич Максимов. Успех фестиваля был абсолютным. Смех в зале и аплодисменты не умолкали все вечера. А смотреть спектакли, когда в зале присутствует автор пьес, – это ли не подарок зрителям? Да и актеры в этом случае, конечно же, стараются играть с предельной отдачей.

– Мне понравились спектакли «Галерки»,- сказал Степан Лобозеров на пресс-конференции. – Честно говоря, я боялся за пьесу «Маленький спектакль на лоне природы», потому что она у меня первая, с тех пор, как я написал ее, прошло тридцать лет. Я уже и забыл ее, но когда смотрел спектакль, мне было приятно вспоминать и ее, и то время, когда я сам был молодым. Впечатление осталось очень хорошее. И все актеры просто молодцы, сыграли прекрасно!

Отвечая на вопросы журналистов, С.Л. Лобозеров сказал, что творчество его начиналось со стихов, которые он, кстати, пишет до сих пор, а потом был Бурятский институт культуры, который он закончил по специальности «режиссер народного театра». В драматургию, по его словам, пришел случайно. Однако подобного рода случайность может проистекать только из жесткой закономерности, ибо дар настоящего драматурга не только редок, но и носит «взрывной» характер, в силу чего похоронить его в себе невозможно.

– У нас в Улан-Удэ, – сказал директор театра имени Бестужева П.Г. Степанов, – к юбилею Степана Лукича, к шестидесятилетию, был выпущен сборник его пьес, и только одна из них, «Его алмазы и изумруды», не была поставлена в нашем театре, все остальные у нас ставились. В позапрошлом году мы первые поставили его пьесу «В ста шагах от праздника». У нас так и заведено: право первой постановки пьес Степана Лобозерова принадлежит нашему театру. Мы считаем его своим драматургом, в нашей театральной галерее висит его портрет. Не сомневаюсь, что у нас в театре будет поставлена еще не одна пьеса Степана Лукича, и старая, и новая.

С большой симпатией говорила о драматургии Степана Лобозерова и критик из Москвы Анастасия Ефремова:

– Сколько я видела спектаклей по его пьесам, все они хороши, никогда ни одного провала не было. Это самоставящиеся пьесы, их невозможно испортить, они всегда интересны, трогательны, всегда ложатся на душу и актерам, и зрителям.

– Настоящий литературный талант пишет не много книг, а одну большую книгу, только главы ее называются по-разному, – сказал художественный руководитель театра «Галерка» В.Ф. Витько.- Точно так же, мне думается, и драматург, такой, скажем, как Василий Шукшин, как Александр Вампилов или Степан Лобозеров, пишет одну большую пьесу, а театр создает по ней большой спектакль. И я в данном случае чувствую себя человеком, который соединяет актеров с драматургом. Пьесы Степана Лукича только на первый взгляд просты, на самом деле они очень глубоки, я бы даже сказал, философичны. В результате нашей работы и должна быть ощутима зрителем эта глубинная философия.

По окончании фестиваля в Омске коллектив театра «Галерка» вместе с гостями отправился в Тару, где на сцене Северного театра в течение четырех дней вновь шли спектакли по пьесам Степана Лобозерова. И вновь с большим успехом.

Ю. Виськин

«Омское время», март 2009 г.