МЕЧТА, НЕ ОТДАННАЯ ВРЕМЕНИ | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

19.09.2019

МЕЧТА, НЕ ОТДАННАЯ ВРЕМЕНИ

 

Меньше года назад, в ноябре 2018-го, обновленное здание Омского драматического театра «Галёрка» распахнуло двери для зрителей. Теперь коллектив работает в режиме высокого напряжения, как будто желая наверстать все то, чего был лишен за тринадцать лет кочевой жизни. И, даже обретя свой дом, продолжает доказывать, что театр – это гораздо больше, чем определенное место на карте.

Делай, что должно

От старого ДК «Юность», где «Галёрка» обосновалась в начале 1990-х, не осталось практически ничего. На его месте новое здание – великолепный особняк в стиле русский модерн, куда каждый вечер стекается публика, билетов порой не достать. Вместо прежних 2800 квадратных метров – 7800. Стильные торжественные фойе, утопающие в свете люстр, и зал почти на 300 мест, кресла для которого изготовила одна из лучших фабрик страны. Для артистов – душевые в каждой гримерной, тренажерный зал. Для зрителей открыта специальная комната, где можно привести себя в порядок перед спектаклем, – деталь, говорящая о большом уважении к тем, кто переступает порог театра.

 

– Я по большому счету только сейчас начинаю осознавать, что произошло, – рассказывает художественный руководитель театра Владимир Витько. – Что мы не сдали времени и обстоятельствам нашу мечту о своем доме. В любом деле бывают взлеты и падения, и это нормальный процесс, но мы старались, чтобы не создалось мнение: зачем строить, если уже не для кого? Мы вынуждены были сами себе и всем доказывать, что у нас есть определенная творческая планка, которую мы никогда не опустим. Это было непросто, и некоторые работники переставали верить и уходили. И все меньше и меньше артистов приходило в последние годы. Сейчас коллеги и зрители в полной мере отдают должное и нашему терпению, и нашей трудоспособности. Если бы театр не был интересен, для него никто бы ничего не построил.

Эти годы стали потрясающей школой выживания для коллектива. Театр объездил с гастролями всю страну, получал престижные фестивальные награды и выпускал премьеры. Сейчас сложно представить, какого труда это требовало и от артистов, и от работников цехов. Декорации хранились в разных местах, репетировать нужно было на одной сцене, играть на другой. Не имея своего дома, «Галёрка» приглашала на спектакли драматургов, чьи пьесы входили в репертуар, – Валентина Распутина, Владимира Крупина, Степана Лобозёрова, проводила авторские фестивали. В 2010 году театр принял участие в национальной выставке во Франции. В легендарном дворце Гран-Пале он по- лучил право выступить на одной сцене с Хором им. Пятницкого, Ансамблем им. И. Моисеева, Санкт- Петербургским балетом на льду. Спустя два года «Галёрка» поехала со своей программой в Италию… И все эти годы велись разговоры о реконструкции здания, но до конкретных действий было еще так далеко.

– Но я ни на секунду не сомневался, что театр будет построен, – признается Владимир Федорович. – В конечном счете мы пришли к одному постулату, который не является новым: делай что должно, и будь что будет. Мы работали и доказывали сутью нашей театральной жизни, что у нас есть будущее.

На открытие обновленной сцены Владимир Федорович привез одного из своих первых учителей – выпускника Школы-студии МХАТ Анатолия Тарасова, руководившего театральной студией в Алма-Ате. Студия называлась «Галёрка», педагог и молодые актеры были невероятно увлечены делом и мечтали, что обязательно создадут свой театр. Мечта эта стала явью, и спустя десятилетия Анатолий Степанович увидел родное название «Галёрка» на фасаде нового здания омского театра.

 

 

Трудные счастливые годы

Ведущая актриса театра Светлана Романова рассказывает, что здание ДК «Юность» всегда имело особое значение в ее жизни. Еще ребенком она посмотрела здесь свой первый фильм «Молодая гвардия» и потом проводила на киносеансах дни напролет. Здесь же проходили занятия танцами во время обучения в актерской студии при Омской драме. Сюда она вернулась после 24 лет работы в Норильске, в 1996 году став актрисой «Галёрки». Так получилось, что и сейчас судьба снова подарила возможность работать на сцене, где с детства начинала формироваться ее любовь к актерскому искусству.

— Лично я не ощущала тяжести ожидания, бездомности. Мы много работали и были счастливы. Даже когда все делили одну гримерку, – рассказывает Светлана Павловна. – Жизнь шла своим чередом, выпускались спектакли, создавались семьи, рождались дети. Мы ведь даже творческие встречи, бенефисы, праздники проводили вместе, всем коллективом, не имея своей сцены. За это время ушли из жизни Николай Анкудинов, Анатолий Кузнецов, Константин Левашов, Владимир Грачёв, мой супруг Юрий Гребень, Кирилл Витько. Случалось и хорошее, и печальное, но мы просто жили и работали, несмотря ни на что. И это настоящее чудо, что костяк театра сохранился. Я помню работников цехов еще юными, а ведь они давно уже обзавелись семьями, стали замечательными мастерами.

О том, что в любой ситуации от уныния спасала работа, говорит и артист Павел Кондрашин: «Да, у многих были мысли, что мы не прорвемся. Говорили, надо смириться, брать, что дают, любое помещение. Но Владимир Федорович никогда не показывал, что у него есть сомнения насчет реконструкции. Нужно было просто работать, держаться за творчество».

И люди держались. С первого дня трудится в театре настоящий художник столярного дела, заведующий театрально-производственной мастерской Александр Волков. Верными «Галёрке» остались работники монтировочного цеха, для которых уже нет непосильных задач – настолько их закалили кочевые годы. Завцехом Дмитрий Рогозин признается, что со временем создалась сплоченная команда с уникальным опытом. Четверть века в неизменном виде работает пошивочный цех, который не раз переезжал на новое место за эти тринадцать лет «бездомья».

– Мы все выпускники одного института, знаем друг друга с юности и подходим по характеру. Всегда друг друга поддерживаем, поэтому, наверное, трудные годы пролетели незаметно, – рассказывает заведующая пошивочным цехом Наталья Решетникова. – Сейчас работы стало больше, но и условия изменились: цех просторнее и машины лучше, у каждого мастера свое рабочее место.

 

 

Новые возможности

В новое здание коллектив вошел, что называется, на марше – окунулся в работу, практически не дав себе возможности осмотреться, привыкнуть. За первые четыре месяца было сыграно более 130 спектаклей, которые посетили около 40 тысяч зрителей, – впечатляющий старт. Сейчас перед театром стоят три основные творческие задачи. Первая – адаптировать к новой сцене спектакли, которые ставились для Дома актера им. народного артиста РСФСР Н. Чонишвили, других малых залов. Вторая – выпуск премьер. И третья – возрождение законсервированных спектаклей, играть которые на чужих площадках не было возможности. К этому дню на новой сцене поставлено пять премьер, две из них – восстановленные спектакли «Фрол Скабеев» и «Что ни дело, то комедия». На очереди возрождение легендарных постановок «Во всю ивановскую», «Деньги для Марии», Вампиловский цикл.

Теперь у «Галёрки» появилась возможность проводить крупные театральные проекты. Так, уже закончилась работа над первым в Омске иммерсивным спектаклем – своеобразным путешествием вне сцены и привычных декораций, призванным открыть новые грани в восприятии нашего города. Зрителям выдаются наушники и предлагается совершить прогулку по омским улицам, доверившись голосам героев постановки, среди которых будут и современные омичи, и исторические личности. В следующем году театр намерен провести четвертый Внутритеатральный фестиваль и посвятить его творчеству Виктора Розова. Пригласить на него «Галёрка» планирует детей драматурга, театральных деятелей Татьяну и Виктора Розовых, знакомство с которыми состоялось в феврале на Международном фестивале в Ярославле. А на 2021 год театр наметил проведение фестиваля, приуроченного к юбилею Ф. М. Достоевского.

– Конечно, раньше мы не могли себе позволить многого. Например, обменные гастроли. В прошлом году мы ездили в Севастополь, на гастроли в Театр Черноморского флота. Едем к ним в этом году, и сейчас делаем всё возможное, чтобы и они к нам приехали в сентябре. Хотим, чтобы наша дружба сохранилась, – делится планами руководитель театра. – Ждет своего часа суперзанавес с портретами классиков, он будет украшать сцену на литературных вечерах, которые мы начнем проводить, как только в плотном графике появится просвет.

Заслуженная артистка России Валентина Киселёва отмечает, что теперь коллективу, как принято говорить, помогают родные стены: «Чувствуется, что у артистов появилась большая вера в свои силы. Ведь очень ценно, когда театр признают в городе, поддерживают его. Это дает необыкновенную энергию и желание работать еще лучше».

Ни для коллектива, ни для руководства новое здание – не повод выдохнуть и расслабиться. Работы стало еще больше: нужно заботиться о доме, помочь штату сотрудников, число которых увеличилось вдвое, стать единым целым, театральной командой.

– Обычно театрам дают некие определения – театр- дом, театр-семья, – завершает беседу Владимир Витько. – Я тоже сначала думал, что надо создавать театр-дом. Но жизнь так перемолола нас через жернова бездомного бытия, что стало понятно: все образуется само собой, если себя соблюдать. Не пить, не материться в театре, актерам – не курить, это портит голоса. Есть отношение людей к работе, и оно либо притягивает, объединяет, либо отталкивает. Сейчас люди приходят в театр и говорят: к вам приятно заходить, у вас какая-то особая атмосфера. Для меня это дорогого стоит, это важнее материальной составляющей.

 

 

С электронной версией театрального номера журнала «Омская муза» –
№ 49 – можно познакомиться на официальном портале администрации города Омска в разделе «Город – культура – журнал «Омская муза»

(https://www.admomsk.ru/web/guest/city/culture/omsk-muse)