Александр Карпов: штрихи к портрету | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

16.01.2008

Александр Карпов: штрихи к портрету

О творческой судьбе Александра Карпова, актера драматического театра «Галерка», хотелось написать давно. Накануне премьеры спектакля «Миленький ты мой» я задала ему несколько вопросов.

21 января 2007 года вам исполнилось 33 года. Это возраст Христа. Это время свершений и в профессии, и в жизни…

Я пришел в театр закомплексованным, неуверенным в себе. Меня терзали сомнения: правильно ли я выбрал свой жизненный путь. Сейчас я ощущаю более твердую почву под ногами. Накопился духовный багаж, опыт в работе. Цитируя Нину Заречную из чеховской «Чайки», могу сказать: «Когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Хочу верить, что я состоялся в своей профессии. И еще произошло очень важное событие в моей жизни — я женился. Моя Наташа — гример-пастижер в нашем театре. В феврале 2008 года, в мои уже 34 года, я с волнением жду рождения нашего ребенка. Врачи обещают нам девочку…

Какие качества в коллегах рождают в вас отторжение, неприятие?

Равнодушие, приспособленчество, предательство.

Какими главными качествами должен обладать актер?

Думаю, что это терпение, умение ждать, не суетиться. И еще очень важное, бесценное качество для людей театра — чувство внутренней свободы, умение сохранить верность себе, свой нравственный стержень, не идти на компромиссы.

Немногословная беседа вызвала еще больший интерес к личности Александра и желание поразмышлять о его ролях, месте актера в театральном пространстве Омска.

«Чужую жизнь играю, как свою». Эта строка принадлежит перу замечательного артиста Валентина Гафта. Смысл этих слов близок и понятен, наверное, всем служителям Мельпомены, для кого сценическая площадка стала судьбой и делом всей жизни.

С самого детства Саша Карпов мечтал стать клоуном. Он родился в городе Лесном Свердловской области. Уже с первого класса мальчик занимался в театральном кружке Дома пионеров. С большой благодарностью Саша вспоминает своих руководителей Ларису Владимировну, Виталия Борисовича Старцевых и Ларису Павловну, которые вдохновили его на дальнейшую актерскую судьбу.

В городе Лесном профессионального театра не было. Бабушки и дедушки Саши были крестьянского происхождения, а родители работали на заводе. Однако отец активно играл в любительском театре, увлекался художественной самодеятельностью. Сестра Саши выбрала путь медицинского работника.

В старших классах Карпов уже занимался в драматическом коллективе Дома культуры. Помимо актерского участия в спектаклях монтировал декорации, увлекался постановочными работами, осваивал мастерство гримера. Перед призывом в армию девять месяцев проучился в ПТУ на кулинара. В армии эти занятия очень пригодились — стал поваром в офицерской столовой. Но среди жара и пыла кухонных котлов и сковородок его по-прежнему не покидали детские мечты о театре, об актерской стезе.

В 1995 году стал сдавать экзамены в Екатеринбургский театральный институт. На экзамене читал монолог Калигулы, прошел все туры, но «срезался» на сочинении. Педагог института Наталья Мильченко пришла на помощь юноше.

И вот она, долгожданная радость -приняли в институт! Во время учебы работал над ролью Тимоте в спектакле «Ханума», над ролью Бусыгина в спектакле «Старший сын». Последняя стала дипломной работой.

В этот период в Екатеринбург приехал художественный руководитель омского театра «Галерка» Владимир Федорович Витько. Его заинтересовал актерский курс Натальи Мильченко. Он побывал на выпускном спектакле и пригласил в свой театр четырех человек, в том числе и Сашу Карпова. Это был 1999 год. С этих пор, уже восемь лет, Александр Владимирович — артист «Галерки».

Художественный руководитель Владимир Витько:

В нем есть все: прекрасная внешность, обаяние, а главное — талант. Карпов принадлежит к когорте умных актеров. Хорошо понимает, что делает на сцене и ради чего выходит на сцену. Сегодня он в замечательной форме и способен на многое: от ролей социальных до характерных. Еще не вечер! Он молод. И я полагаю, что самые большие, самые значительные работы у него впереди. Карпов занимает в нашем театре положение одного из ведущих актеров с широким диапазоном возможностей. В последнее время в нем стало проявляться режиссерское мышление, объемное видение своей роли в спектакле и всего спектакля в целом. Думаю, что придет время, когда он сможет попробовать себя и в этой новой для него профессии.

В репертуаре «Галерки» у Карпова множество ролей. Одна из самых любимых — Фрол Скабеев в одноименном спектакле по пьесе Дмитрия Аверкиева, поставленном режиссером из Санкт-Петербурга Станиславом Илюхиным. Эту роль Александр стал репетировать спустя десять лет после выпуска премьеры. Раньше Фрола Скабеева с большим успехом играл Павел Кондрашин.

Александр в короткий срок удачно вписался в темповый, ритмический, пластический рисунок спектакля, привнес в похождения Фрола новые яркие, комедийные краски. В калейдоскопе святочных гуляний с переодеваниями, розыгрышами, гульбищами, драками, кражей невесты, с клоунадой и скоморошеством герой Карпова покоряет молодым задором, неуемной фантазией, дерзостью и темпераментом русского мужика, наделенного незаурядным умом, лукавством, крепкой жизненной хваткой, непобедимой уверенностью в себе. Артист демонстрирует в этой работе лицедейство самой высокой пробы. Именно оно помогает «натянуть нос» всем недоброжелателям и интриганам, завоевать сердце Аннушки и добиться расположения могущественного боярина Нардын-Нащокина…

А в спектакле «Касатка» по А. Н. Толстому (режиссер — Сергей Ражук из Санкт-Петербурга) Карпов в роли Ильи Ильича, управляющего имением своей богатой родственницы, — настоящий герой-любовник. Его страсть к Маше, которая в своей бывшей актерской карьере носила псевдоним Касатка, накалялась в спектакле с первой минуты ее появления в усадьбе в качестве любовницы князя.

Юношеская любовь, вспыхнувшая в студенческие годы, вновь ворвалась в жизнь героя Карпова и разгорелась пуще прежнего, нарушив все планы практичного и делового человека. Взрывной темперамент, эмоциональная заразительность и решительность Ильи Ильича, каким его играет артист, не могли не пробудить ответные чувства в Касатке, что нашло отклик в зрительном зале, особенно среди женской его половины.

В спектакле «Месяц в деревне» по Ивану Тургеневу (режиссер Андрей Максимов, Санкт-Петербург) у Александра роль студента Алексея Беляева. Раскованный и жизнерадостный в играх со своим учеником Колей, среди взрослых обитателей дворянского гнезда он ощущает себя неуверенно. Угловатый и неловкий, рядом с утонченным, умным и изысканным Ракитиным (его блистательно, но, к сожалению, только один сезон играл артист Валерий Скорокосов, который уехал из Омска в 2004 году) Беляев выглядит нескладным мальчиком, который менее всего мог рассчитывать на пылкие чувства прекрасных дам. Оказавшись под перекрестным огнем любви юной воспитанницы Верочки и богатой помещицы Натальи Петровны, он растерялся. «Семь пудов любви», которые обрушились на неискушенного юношу, вызвали ответную реакцию у Беляева. Но из этого сложного любовного лабиринта герой Карпова вырывается с честью и достоинством. В актерском ансамбле спектакля «Месяц в деревне», гармонично, четко и слаженно выстроенном режиссером, Карпов ведет свою партию психологически тонко, достоверно и убедительно.

В спектакле «Лес» по А. Н. Островскому, поставленном режиссером В. Витько, на роль трагика Несчастливцева и комика Счастливцева были введены артисты Александр Карпов и Сергей Шоколов. Работали напряженно, с большим увлечением — привлекал благодатный, замечательный драматургический материал.

Тандем, партнерское творчество А. Карпова и С. Шоколова в спектакле «Лес» сложилось на редкость удачно. Неистребимый оптимист и живчик Аркашка и романтический, пафосный Геннадий — как две стороны одной медали. За словесной вязью высокопарных монологов Несчастливцева мы ощущаем одиночество, усталость, человеческую неприкаянность и незащищенность этого доброго чудака. Давно потеряно праздничное ощущение игры, радости лицедейства. Нет того жара и огня, которые он требовал от Аксюши, посвящая ее в актрисы. В благородных артистов, способных хоть что-то изменить в этом мире, верит с трудом. Вспугнуть «Сов» и «Филинов» в имении Гурмыжской «Пеньки» с их закоренелым цинизмом и равнодушием артисты не в силах.

С щемящей грустью и печалью мы провожаем в финале спектакля двух вечных скитальцев — Комика и Трагика, которые вновь и вновь отправляются по городам и весям, унося в своих бедных котомках надежду на успех и любовь к искусству…

В поэтическом спектакле «Сергей Есенин» (режиссер В. Витько), поставленном с зажигательным музыкальным решением, яркими танцаи, с подлинно русским, славянским размахом, Александр Карпов от­крыл зрителям новые грани своего дарования и мастерства. Проникновенно, глубоко и вдохновенно звучат в его исполнении есенинские стихи.

В совершенно другом обличье предстает он перед нами в водевиле-комедии «Ханума» по А. Цагарели, Г. Канчели (режиссер Станислав Илюхин).

Сначала я изображал кинто, -вспоминает Карпов. — Потом перешел на роль слуги Тимоте, которую еще в институте отработал до мелочей. В стилистику комедии я вписался легко и свободно, поэтому ощущаю себя комфортно. Природный ум, хитрость и лукавство позволяют моему герою обвести вокруг пальца своего титулованного, но недалекого и чванливого господина.

В комедии по А. Н. Толстому «Нечистая сила» (режиссер Сергей Ражук) Карпов предстает перед зрителями в образе статского секретаря генерала в отставке Мардыкина -Сергея Сергеевича Рындина. Внешний лоск, элегантность, респектабельность, импозантная бородка делают его на первый взгляд неотразимым. Но это только внешняя, обманчивая сторона. За ней скрываются совсем уж неприглядная сущность, оголтелая наглость, цинизм, одержимость наживой, умение плести интриги, прагматизм. Им владеет страстное желание прибрать к рукам капитал богатой купчихи Коробовой, жениться на дочке патрона и завладеть ее приданым. Рындин ловко манипулирует недалеким начальником, поддерживает в Мардыкине веру в чертей, «нечистую силу», представителем которой он, Рындин, и является по своей сути. Эта работа, бесспорно, одна из самых удачных в спектакле.

«И тимъ, и симъ, и онымъ!..» — так называется водевиль в сценической редакции театра по пьесе «Петербургские квартиры» Ф. Кони. Александр Карпов создал образ журналиста Задарина. Он предстает перед нами в ошеломляющем обличье. Горбатый, с почерневшими зубами, со всклокоченными волосами, вкрадчивой речью, Задарин — яркий образец «четвертой власти», воплощение самых что ни на есть «черных» сил. Ассоциативный ряд рождается самый причудливый: Мефистофель, Вельзевул, Квазимодо из «Собора Парижской богоматери» Гюго. Но у этого существа с торчащим за ухом гусиным пером, подчеркивающим принадлежность к профессии борзописца, очень земная и прагматичная сущность.

Мефистофельский лозунг «Люди гибнут за металл» не для него. Пусть за монеты кладут свои жизни и репутации другие. Задарин же будет прикарманивать денежки, набивать ими кубышку. Здесь все средства хороши: подлость, обман, предательство, циничный расчет, продажность, преступные комбинации.

Артист привнес в спектакль, поставленный режиссером Станиславом Илюхиным с «капустным», сатирическим блеском, с очень точным сегодняшним звучанием, много выдумки, фантазии, иронической заостренности.

В спектакле «Галерки» «Деньги для Марии» по В. Распутину, поставленном режиссером В. Витько, у Карпова роль Кузьмы. В этой работе артист обнаруживает богатый, щедрый человеческий потенциал, высоту и красоту человеческой души. Его просьба к односельчанам одолжить деньги для жены Марии, чтобы покрыть растрату в магазине, как лакмусовая бумажка проявляет нравственную сущность каждого человека, его способность откликнуться на чужую беду. Приходит прозрение — власть денег всемогуща, она порабощает людей. Жестокое разочарование сердечной болью отзывается в душе. Пронзительно, отчаянно звучит его монолог: «Как жить без веры, кто правит — мы или они нами».

Доктор искусствоведения, заведующая отделом культуры журнала «Москва» Капитолина Кокшенова на вампиловском фестивале в Иркутске дала высокую оценку спектаклю:

Спектакль держит высокую планку правды о человеке. Мне очень нравятся в нем актерские работы, в них нет фальши, особенно великолепен актер, играющий Кузьму, — Александр Карпов. В его работе есть и движение, и развитие, и внутреннее накопление роли. Накопив ее в себе, играет во втором действии просто блистательно.

По словам Михаила Чехова, во всякой роли есть свой центр тяжести, и актеру надо его разгадать. После отъезда артиста Валерия Скорокосова Александра Карпова ввели на роль Зилова в спектакль «Утиная охота» по А. Вампилову (режиссер Владимир Витько). Эта пьеса — одна из самых сложных и пронзительных, а образ Зилова — один из самых трудных для воплощения на сцене. В этой работе Карпов нашел радость постижения характера человека, который пережил свои желания, разлюбил свои мечты, изверившегося, доведенного до отчаяния. Его угасающая жизнь не задалась, не получилась. Все его окружение несет на себе печать бездуховности, лжи, бесцельности существования, и только в одной утиной охоте Зилов видит свое спасение. После неудачной попытки самоубийства Зилов пытается продолжить свое существование. Не выстрел заканчивает драму, а еще один разговор об утиной охоте, который мы воспринимаем как посмертную речь. Все то, что осталось от Зилова в воплощении А. Карпова, — слова, лишенные какого бы то ни было содержания, мертвая оболочка угасших желаний, несбывшихся надежд…

В комедии «Прощание в июне» по пьесе А. Вампилова (режиссер В. Витько) Карпов появляется в образе обаятельного, красивого, умного выдумщика и импровизатора, беспечного озорника — студента Колесова. Вокруг него бурлит веселая молодая жизнь, царствует счастливая свобода и раскованность.

Но в эту идиллию врывается циничный и расчетливый ректор Репников. Он, как змий-искуситель, встает между влюбленными — Колесовым и юной дочерью Репникова — Таней. Перед студентом встает дилемма: или любовь, или диплом и аспирантура. Что делать, если судьба, что называется, «на кону». Зажатый в тиски, Колесов вынужден выбирать, готов совершить подлость и предательство. Импульсивный, склонный к авантюризму, студент принимает предложение ректора. Но в духовном мире совершается переворот, он понимает, что в этой ситуации моральный компромисс невозможен, и рвет диплом на куски. Артисту Карпову удается в этой роли передать сложную гамму настроений и переживаний своего героя, прожить вместе с ним трудные и очень ответственные мгновения жизни.

В «Старшем сыне» («Свидание в предместье») по А. Вампилову (режиссер В.Витько) Александр (у него роль Бусыгина) был введен в спектакль вместе с артистом Сергеем Шоколовым (роль Сильвы). И на этот раз их партнерство сработало на успех спектакля.

Мальчик, выросший «на алиментах», студент Бусыгин, нагловатый и развязный, каким мы его встречаем вначале, вместе с приятелем Сильвой, циничным оболтусом и лоботрясом, опоздал на электричку. С помощью экспромта и мистификации с целью обрести ночлег на ночь им удается внедриться в семью Сарафанова. Водевиль уступил дорогу драме: держит Бусыгина в этом доме чужая беда. Вот уж поистине «мы в ответе за тех, кого приручили». Диалоги героя Карпова с Сарафановым (его проникновенно и тонко сыграл народный артист России Юрий Гребень) несут в себе волю к добру, желание пробудить человеческое в человеке, открыть в нем сокровенные струны души.

В вампиловском проекте «Галерки» Александр Карпов занят в четырех спектаклях. Помимо уже названных трех играет студента в «Провинциальных анекдотах». В список основных актерских работ также вошли: Виктор — «В ста шагах от праздника», Бабин — «Кукушкины слезы», Владимир — «Во всю ивановскую».

За годы работы в театре у Александра сложились крепкие дружеские отношения с Павлом Соколовым, Сергеем Шоколовым, добрая память сохранилась о Валерии Скорокосове.

В отличие от многих представителей актерской братии, — рассказывает С. Шоколов, — Саша умеет радоваться успеху своих коллег, несуетен, далек от дрязг и интриг. У него сложный характер. Зачастую застегнут на все пуговицы. Очень закрытый. Не сразу и не вдруг может раскрыться каждому встречному. Но если человек внушит ему доверие и симпатию — преображается, распахивает свое сердце щедро и искренне. Веселый, смешливый, остроумный актер. Любит клоунаду, особенно в детских спектаклях дурачится до упаду. Самокритичен. Над каждой ролью работает кропотливо, настойчиво. В спектакле «Старший сын» мы делали свои роли несколько дней. Коллеги были поражены. Очевидно, секрет кроется в том, что мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Как оказалось, у нас с ним одна группа крови — четвертая. В прямом и переносном смысле — очевидно, этот факт имеет значение. Однажды, когда мы ехали на один из фестивалей в поезде в одном купе, неожиданно проснулись одновременно в четыре часа утра, чему очень удивились. И тому и другому приснился сон, что мы отстали от поезда… Удивлению не было границ…

Когда я посмотрела премьеру лирической комедии «Миленький ты мой» по пьесе Михаила Ворфоломеева (режиссер народный артист России Валерий Алексеев, художник Светлана Пекарина), в который раз восхитилась филигранной работой актера.

В роли Геннадия Раздеваева Александр Карпов ощущает себя как рыба в воде — свободно, органично, естественно, без нажима и наигрыша в комических и лирических сценах.

Эта роль далась мне большим трудом, — признается Александр. — Многие ситуации в пьесе показались во многом абсурдными. Постепенно в ходе репетиций я поверил в своего героя, полюбил, ощутил его сущность. Без режиссера Алексеева вряд ли что-либо получилось. Он пропустил через себя не только все перипетии пьесы, но и душевные движения героев, сумел вселить в меня свою энергетику.

Чувство меры и вкуса соблюдено в каждом эпизоде спектакля. Бесконечно добрый, обаятельный, наивный, трогательный и смешной, герой Карпова покоряет сердце Евгении Сундуковой (Наталья Рыбьякова). Игровая стихия их взаимоотношений захватывает зрительный зал, создает атмосферу доброй рождественской сказки, так необходимой людям в наше непростое время.

Как замечательно, что в омской «Галерке» вырос талантливый артист Александр Карпов, у которого впереди еще так много благодарных зрительских аплодисментов.

Автор: Светлана Кулыгина