«А уж артишок, Варвара Ивановна, выгоню…» | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

11.09.2002

"А уж артишок, Варвара Ивановна, выгоню..."

Эти слова, произнесенные превосходно сыгравшим роль Желтухина заслуженным артистом России Валерием Скорокосовым, обращенные к не менее превосходно исполнившей роль Долговой актрисе Ирине Вышегородцевой, завершают спектакль омского театра «Галерка» по пьесе А.Н. Толстого «Касатка». Звучит музыка, актеры сами убирают со сцены рыбацкие принадлежности, связки рыбы, кукол — все навеянное фантазией художника-постановщика, лауреата национальной театральной премии «Золотой Остап» Бориса Петрушанского; матрос Панкрат (актер Леонид Гусаров) дает пронзительный финальный свисток, и все тонет уже не только в музыке, но и в нарастающих аплодисментах зала.

Актеры выходят на сцену, в руках у некоторых появляются бутылки, слышатся хлопки пробок. Шампанское, пенясь, льется в бокалы, как и должно быть на самом первом, премьерном спектакле. Вот уже у каждого актера в руке бокал, с ними по очереди соприкасается своим бокалом режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Сергей Ражук. А битком набитый зал стоя грохочет несмолкающими овациями. Оглушительный успех, иначе это не назовешь!

Спектакль воздействует очень сильно, и это не просто воздей­ствие комедии с ее остроумием и счастливо разрешающимся конф­ликтным узлом, есть в нем нечто человечное, пронзительное; вдох­новенно написанная пьеса, о ко­торой сам Алексей Толстой гово­рил: «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку», -здесь находит свое решение, мо­жет быть, не похожее ни на одно из многочисленных прежних ре­шений, во всяком случае, те поста­новки этой пьесы, что приходи­лось видеть раньше, больше сма­хивали на водевили, где цель по­становщиков явно не выходила за пределы желания повеселить пуб­лику, но не вложить в нее доброе чувство, не заставить задуматься, отчего и серьезные строки текста словно куда-то исчезали, а в од­ной постановке даже исчез от­нюдь немаловажный персонаж, Панкрат-матрос, о котором уже упомянуто, и который в спектак­ле Сергея Ражука играет роль свя­зующего звена, да и роль ведущего тоже, хотя эту вторую роль он исполняет без слов, а только со сви­стком и с жестами. И это очень ин­тересная режиссерская находка. Такого ни в одном другом спектак­ле по пьесе «Касатка» вы не увиди­те.

Не мог бы, конечно, хороший спектакль получиться без хорошей игры актеров. Но в «Галерке» она всегда обеспечена, труппа здесь сильная, каждый из актеров заслу­живает доброго слова, и Мария Старосельцева, сыгравшая Касатку, и Светлана Романова, исполнившая роль Анны Апоплосовны, и Оксана Светлова — смешливая Дуняша-горничная, и другие. Личное зритель­ское восприятие выделяет Евгению Смаженко в роли Раисы и сыграв­шего маленькую роль Стивинского Валерия Крячека. Усилиями всех актеров и достигается то, что несет в себе очищение, может быть, по­тому, что, как говорит в спектакле князь Вельский (актер Сергей Шоколов): «Любовь всегда очищает».

— Появление спектакля «Касатка» в нашем репертуаре не случайно, -сказал главный режиссер театра «Га­лерка» Владимир Федорович Витько, — это прямое продолжение на­шей репертуарной политики. У нас уже есть одна пьеса Алексея Толсто­го — «Лентяй». И теперь мы присту­пим к работе над еще одной его пьесой, «Кукушкины слезы», прав­да, я думаю, название мы изменим. Эти три комедии — о любви. И что замечательно — все они написаны до револю­ции, когда Алексей Тол­стой был абсолютно сво­бодным художником, в широком смысле этого слова. Он талантливо хохмачил в этих своих ранних пьесах, он любил жизнь со всеми ее дос­тоинствами и недостат­ками. У него нет чеховс­кой тоски, нет горьковской социальности, у него есть сама жизнь во всем ее разнообразии. Великолепные интриги, замечательные персо­нажи. И потрясающе ко­лоритный русский язык! Причем действие всех трех пьес — и это тоже за­мечательно — происхо­дит не в Москве и Петер­бурге (хотя и это там есть, но очень немного), а в центре России, на волжских просторах, в губернских городах, усадьбах, где и протека­ла русская жизнь со все­ми ее страстями, нелепостями, игрой ума и чувств. У Алексея Толсто­го очень живые персо­нажи. Наш заслуженный артист России Скорокосов сказал: «В этих пьесах много мяса!» Грубо, но верно. С режиссером спектакля «Касатка» мы познакомились в 2000 году на праздновании 150-ле­тия театра имени Охлопкова в Ир­кутске. Красноярцы привезли туда спектакль в постановке Сергея Ра-жука «Кто боится Вирджинии Вульф?» Я посмотрел его, и он мне — при том, что я не поклон­ник этой пьесы, — понравился. Мы договорились о сотрудничестве, в результате получилась «Касатка». Будем работать дальше, у нас есть мысли, есть выбор хорошей дра­матургии, сейчас мы находимся в процессе подготовки к новым по­становкам. Премьера спектакля «Касатка» прошла в межсезонье, когда две­надцатый сезон «Галерки» уже за­крыт, а до тринадцатого еще дале­ко. Театры обычно так и работа­ют, как сказал Владимир Федоро­вич, в это время сцена свободна, и для постановок есть все условия. Было дано пять спектаклей, они стали хорошим летним подарком для омских зрителей. Теперь «Ка­сатка» прочно войдет в реперту­ар нового сезона.

Юрий Виськин.

«Омское время» 2002 год.