А строить театр мне нравиться! | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

15.12.2007

А строить театр мне нравиться!

На V Международном те­атральном форуме «Зо­лотой Витязь» наша омская «Галерка» удос­тоена бронзовой награды в но­минации «Театр больших форм» за показанную в столице инсце­нировку повести Валентина Рас­путина «Деньги для Марии». Но­вость, почти совпавшая с юбилеем художественного руководителя Владимира Федоровича Витько. Хорошее и даже в чем-то знамена­тельное совпадение, когда лично твоя достаточно уважительная вы­сота судьбы с волнением, пережи­ванием, радостью, размышлениями о тех дорогах, что позади, как фейерверком именинного празд­ника, озаряется еще одной твор­ческой победой.

Безусловно, каждая из побед уверенно шагающего своим пу­тем провинциального (в хорошем смысле этого слова) театра достой­на уважения. Если в нынешнее вре­мя, когда в творческих делах «все дозволено», кто-то из нас живет по законам собственной внутренней нравственной цензуры, теплится огонек свечи надежд наших — еще не все потеряно для будущих поко­лений. Мудрейшее правило: «Кто-то должен…». Оно — о душе нашей, «дабы не оскудели родники, ее чи­тающие и возвышающие».

Вот он и решил: «Я должен». Сколько смогу, сколько хватит сил и помощи небес. Только этих слов Витько не говорил, конечно, а сту­пенечка за ступенечкой строил свою судьбу — в Норильске, в Ом­ском ТЮЗе, даже в Нальчике. Не взрывной, не мятежный, не риско­вый по сути характера человек, он не просто взрослел и набирался ак­терского опыта, как многие другие. И то, что получит диплом и станет однажды режиссером, — не только им избранный вариант «сотворе­ния самого себя». Только и не каж­дый рискнул создать свой театр. Такой, каким он его только и пред­ставлял — той высокой кафедрой, чтобы говорить о том, что волнует человека, мудро, достойно, уважи­тельно. Вниз-то все же легче!..

Взращенный на дрожжах фило­логического образования, он им и остался — ценителем лучших образ­цов литературы, в прозе ли, в дра­матургии, в поэзии, главное, чтобы уберечь «во дни тягостных сомне­ний о судьбах моей Родины» от без­дны бездуховности.

Сомнения и в себе самом — по плечам ли ноша? Что надумал: рус­ский репертуарный театр! Допус­кая, конечно, и прекрасные образ­цы зарубежной драматургии, но главное — свое, «о нас, впечатан­ных во время». Чехов, Достоевс­кий, Тургенев, Горький, а дальше — Шукшин, Вампилов (весь!), Рас­путин, Крупин… И «Деньги для Марии» для него (и для зрителей, для зрителей!) не трогательная до боли житейская история, а ско­рее урок, что вдруг да пригодится кому-то в нелегкий час.

У режиссера Витько вечное ис­кушение — играть самому, благо что дан этот дар лицедейства и об­щения. Только в «Галерке» он сыг­рал 17 ролей. И каких! Войницкий («Дядя Ваня»), Муромский («Свадьба Кречинского»), Князь («Ханума»), Евланя («Во всю ива­новскую»), председатель («Деньги для Марии»), Король Лир… И вы­зрела с годами та естественная пол­нота и глубина жития на сцене, что не может не звать — еще, еще!..

Мы ревизуем свои души по круг­лым каким-то датам: 30, 40, 50, 55, 60… Стоп! Владимиру Федоровичу именно 60. Ну и что, можно задать вопрос, сложилось — не сложилось? Те, кто ему не верил, кто в нем сом­невался, пусть отвечают, как у них складывается. А у Витько все трудно, ибо планку для себя и для свое­го творческого коллектива он ста­вит все выше, выше… Так живет, так дышит.

Иногда судьба такие виражи вы­писывает! На галерку бегал смот­реть спектакли парнишкой, а в восемнадцать лет пришел в теат­ральную студию с названием «Га­лерка». «Мне сверху видно все…» Нет, не в том суть — смотреть свы­сока, а в том, чтобы постоянно тя­нуться вверх. Как дерево…

Это его исповедальные сло­ва: «Храм Божий и храм искусст­ва должны идти рука об руку и не­сти людям веру, надежду, любовь». Разве не об этом говорят и Чехов, и Распутин, и Крупин, и Вампилов?.. И это не случайное везение, что у многих спектаклей «Галер­ки» счастливая судьба: «Фрол Скабеев», «Дядя Ваня», «Прошлым ле­том в Чулимске», «Нахлебник», «Во всю ивановскую», «Ханума», «Сви­дание в предместье»… Так должно было случиться! И то, что Витько -заслуженный артист России, по за­слугам. И то, что сегодня у «Галер­ки», показывающей свои спектакли на разных площадках города, пер­спектива в скором времени иметь свой дом в новом обличье, краси­вом и современном, — логично.

Режиссер С. Захаряк в статье о «Галерке» когда-то написал: «Каза­лось, рядом с признанным лидером российской провинции — Омским академическим театром драмы -не пробиться новому театру сопос­тавимой силы. Но… молодой театр явно нашел собственное место ря­дом с академическим.

Друзья — радуются, скептики -улыбаются. Улыбайтесь… Улыб­ка всем к лицу. Он еще нам «Брать­ев Карамазовых» обещает. Давно болеет этим романом, этой «дра­мой идей» молодых прошлого века. Очень хочется скорее увидеть афи­шу этой премьеры.

Конечно, самонадеянно и азар­тно звучат слова: «А строить те­атр мне нравится!» Да Бог в по­мощь, дорогой юбиляр! Говорят, что мужчин седины украшают, лишь бы, как утверждал извест­ный поэт, «не было в душе ни од­ного седого волоса…»

Как молодо и прекрасно смот­релся Витько на своем бенефисе! Так, как в романсе: «Поверь, у жиз­ни есть такая полоса…». И новые спектакли, и новые роли…

Виктория Луговская