Мораль аморальной Касатки

Среди злостных театралов бытует мнение, что о хорошем спектакле надо рассказать так, чтобы все захотели его посмотреть, а о плохом спектакле вообще говорить не стоит. Будет лучше, если труппа во главе с режиссером по-честному разберется, что не получилось и почему.

О многих спектаклях омской сцены хочется говорить долго и пристрастно. Как, например, о спектакле театра Галерка “Касатка” по пьесе А.Н. Толстого.

Автор считал свою пьесу комедией о любви, но такое выгодное для театральных подмосток сочетание изначально (и к удивлению!) обделило “Касатку” любовью критики. Для фарса вся эта неряшливая и небрежная стряпня – недостаточно смешна, для комедии – чересчур неправдоподобна и бессодержательна. В таком ключе отзывались о премьерных показах пьесы Толстого.

Вот за такой драматургический материал взялся художественный руководитель театра Владимир Витько, поставив свою версию полузабытого толстовского произведения.

Стоит сразу признать, в “Касатке” нет глубинных мыслей и больших вопросов. Говоря прямо, ее сюжет даже несколько шаблонен, если не сказать, примитивен. Но, как часто бывает, представление одного произведения разными исполнителями может катастрофично влиять на восприятие. Возьмите для примера Roadhouse Blues и послушайте Джима Моррисона, а потом послушайте тот же Roadhouse Blues в исполнении какого-нибудь Джеффа Хейли. Уверяю вас, вы не сможете не оценить масштаб разницы.

В случае с “Касаткой”, как оказалось, все исходило от режиссерского видения и актерского воплощения. Омская интерпретация искусно обошла сценическую шаблонность пьесы, представив зрителям добротный полуводевиль с отлично поданными диалогами, местами смешной, местами грустный, местами даже философский.

Касатка – певичка кафешантана Маша Косарева (Е. Латыпова), царственно прозябающая в меблированных комнатах в компании с неказистым князем-любовником Анатолием (А. Савинов) и его плутоватым приятелем Абрамом (В. Витько).

Дружная троица дружно имеет трудную судьбу. Жить им не на что, есть нечего и, что хуже всего, некуда бежать. Все же, при известной доле смекалки вскладчину с удачей, выход можно найти всегда и троица, вдоволь настрадавшись и наголодавшись, с большой радостью едет туда, где “есть простая жизнь и свет прозрачный, теплый и веселый”.

Где же находится все это благоденствие? Конечно, в деревне. Где же еще? А точнее, в захолустном поместьи тетки промотавшегося князя Варвары Ивановны Долговой (Т. Майорова).

На лоне пасторальной природы, в деревне у сердобольной тетушки Варвары и разворачиваются основные события пьесы, завершившейся тем, что каждый из персонажей получает то, чего ему в жизни больше всего и не хватало для простого человеческого счастья.

А не хватало всем любви, поэтому герои голодали, злились, ссорились и даже дрались.

Мораль: любите и да любимы будете!

Будучи театралом со стажем, отмечу, что иногда идешь на спектакль, не ориентируясь на авторское имя, на название пьесы, на маститость постановщика или, мягко говоря, неординарность драматургической трактовки. Иногда идешь именно на труппу, где каждый актер добавляет в картину спектакля свое уникальное сценическое эго и если его изъять, сбалансированное действо просядет, накренится, а то и рухнет, и тогда мы, простые зрители, вежливо поаплодируем и поскорее побежим в гардероб.

В труппе “Галерки” трудно выделить кого-то самого-самого или самую-самую. По игре в “Касатке” так же трудно не обратить внимание на Татьяну Майорову, с блеском представившую провинциальную тетушку – роль не первого плана, но моментами все же убедительно солирующую подтекстом реплик, взглядом и интонациями.

Сказать коротко, абсолютно все исполнители, занятые в спектакле, заслуживают зрительской благодарности и бурных аплодисментов за прекрасный вечер, проведенный в театре “Галерка”.

Автор: Андрей Эшметов
Источник: https://exscriptum.livejournal.com/1156.html