Каждый день и всю жизнь

– Еще Станиславский писал, чтобы построить театр, нужно как минимум 15 лет, – размышляет художественный руководитель театра Владимир Витько. – Я отношусь к этому философски. В любом случае, каждодневно идет обновление театра. И так 15 лет со дня нашего первого спектакля. Переход «Галерки» на государственный статус – результат этого процесса.

Пройдет время. И, празднуя очередную дату, со сцены театра будут говорить о том, что именно на пятнадцатилетие театра, 1 августа 2005 года, муниципальный театр «Галерка» получил статус государственного. А значит, с этой точки отсчета начинается новый этап творческой биографии коллектива.

– Отныне вы на равных с областными омскими театрами?

– Я еще и сейчас ловлю себя на мысли: а не сон ли это? Позади очень сложный и трудный путь муниципального театра. Но мы никогда не стояли на месте: хоть немного, но шагали вперед. Но развивались мы не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

«Служенье муз не терпит суеты»

– Курс нашего творческого коллектива остается неизменным: мы ставим русскую классику и современные пьесы российских авторов, – в который раз повторяет худрук театра.

– Многие столичные критики отмечают, что в России не так много осталось творческих коллективов, которые можно было бы отнести к школе русского психологического театра.

– В мировой драматургии я не знаю ничего лучше русской пьесы. Что такое русский психологический реалистический театр? Это в первую очередь драматургия: Толстой, Чехов, Достоевский, Тургенев, Островский. А уже потом – театральная школа, которой сейчас поклоняются американцы, японцы, итальянцы. Запад сейчас обратился именно к русскому психологическому театру – театру глубокому, эмоциональному, самобытному. А значит, в труппе должны быть талантливые актеры и крепкие режиссеры, которых мы приглашаем к нам на постановки спектаклей. Это все мы делаем для того, чтобы зритель пришел на спектакль и почувствовал, что он у себя, в России.

– В этом сезоне вы приступаете к репетициям «Братьев Карамазовых»?

– Постановку по этому произведению Федора Михайловича Достоевского за два-три месяца не осилишь. В «Братьях Карамазовых» и распределение ролей не допускает компромиссов: слишком большой груз ответственности. Но могу сказать, что сегодня в труппе есть и Алексей, и Иван, и Грушенька, и Дмитрий, и Екатерина Ивановна, и Смердяков. Еще немного и с Божьей помощью приступим к репетициям.

Как все начиналось

В конце XX века в разных регионах России рождались новые театры. Видимо, им пришло время. Тогда возникла и «Галерка».

– У меня в жизни все складывалось достаточно успешно, – вспоминает Владимир Федорович Витько. – Когда мы с женой вернулись из Майкопа в Омск, я стал работать не в театре, а в областном управлении культуры режиссером-постановщиком массовых зрелищных мероприятий. Но судьба распорядилась так, что 8 декабря 1990 года состоялась первая премьера в нашей «Галерке».

Это произошло в Доме учителя. И первым спектаклем в новом театре была сказка. Забавная и интересная. Ее смотрели не только дети, но и взрослые. И шла она в театре около семи лет.

Насколько это трудно и сложно – открыть театр, причем в городе с давними театральными традициями, знают только те, кто был у истоков «Галерки».

– Владимир Федорович, Вы видели много театров. А что отличает Ваш коллектив?

– Я, наверное, ничего нового не скажу. Сейчас нередко на страницах газет и журналов появляются такие понятия, как театр-дом, театр-семья. Но я не столь наивный человек, чтобы пытаться объединить в одну семью 160 человек. У каждого свой характер, свое мировоззрение. Но всех нас объединяет любовь к театру. И, конечно же, творческий процесс постановки очередного спектакля, единый подход к способу существования актера на сцене.

Этого всегда ждешь

Чуть больше года назад театр подарил своим зрителям праздник. К тому же необычный. Это был фестиваль «Пять вечеров с Александром Вампиловым». Владимир Витько поставил все пьесы Вампилова, полное театральное собрание его сочинений.

– Этот праздник мы с нетерпением ждали и долго к нему шли, – скажет режиссер. – Пьесы этого талантливейшего драматурга бездонны. Они загадочны. В них такая мощь и такая глубина, что они притягивают, как магнит, и меня, и актеров, и зрителей.

На фестиваль съехалось тогда много столичных гостей.

– Мое первое открытие «Галерки» приходится на 1998 год. И с того времени я прикипела к этому театру всем сердцем, – сказала тогда на закрытии «Вечеров» Ольга Игнатюк, известный театральный критик. – Коллектив идет своим путем. У театра редкостный репертуар русской драматургии. И я не перестаю удивляться: где же этот театр на окраине Омска берет зрителей? На их спектаклях абсолютный «биток» в зале. Как хотите это назовите, романтизмом или режиссерской позицией, но именно воплощение мечты Владимира Федоровича Витько привело интересный проект театра к успеху. Из вампиловских спектаклей мне нравится в «Галерке» изумительная постановка «Прошлым летом в Чулимске» и прекрасный, шикарный спектакль «Утиная охота». Витько умеет увидеть в каждой постановке что-то новое, потаенное. И этого всегда ждешь. И не разочаровываешься. И за эту ожидаемую неожиданность и новизну я и люблю «Галерку».

Возвращаемся снова и снова

Это сейчас театр постоянный участник многих фестивалей. Их даже трудно перечислить. Скажем, в прошедшем театральном сезоне со спектаклем «Во всю ивановскую» по произведению Владимира Крупина «Галерка» побывала в Москве на II Международном театральном форуме «Золотой витязь». И привезла оттуда сразу четыре награды! Актер Виталий Баусов получил золотой диплом за лучшую роль второго плана, Владимир Кокин – золотой диплом за лучшую эпизодическую роль, Владимир Витько – золотой диплом за лучшую мужскую роль первого плана. А за спектакль театру вручили фигуру «Серебряного витязя». К тому же Владимир Крупин был удостоен награды за лучшую литературную основу спектакля.

Под занавес театрального сезона «Галерку» пригласили на Международный фестиваль «Мелиховская весна». Он всегда проходит в усадьбе Чехова.

Но самый первый фестиваль был у театра в 1999 году. «Галерка» отправилась в Иркутск на II фестиваль драматургии Вампилова. И получила там Гран-при за спектакль «Прошлым летом в Чулимске». И с тех пор театр – постоянный участник этого дорогого для него фестиваля. Сейчас он уже стал внеконкурсным. 27 сентября 2005 года в Иркутске фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова снова открыл занавес.

– Будет меняться поколение актеров. Будет иная сценография спектаклей. Но пьесы Александра Вампилова всегда будут на нашей сцене, – говорит Владимир Витько. – Мы прикасаемся к творчеству не просто талантливого драматурга, а к явлению в нашей культуре, к которому хочется возвращаться снова и снова.

Что дорого и памятно

– Какие спектакли за эти 15 лет Вам вспоминаются?

– Чеховский «Дядя Ваня», «Рядовые» Дударева. «Король Лир» Шекспира шел у нас семь лет. Есть два спектакля, которые стоят в репертуаре театра обособлено. Это «Семейный портрет с посторонним» и «Семейный портрет с дензнаками» по драматургии Степана Лобозерова. Пьесы о деревне. А все, что касается деревни, меня согревает. Страна-то наша изначально деревенская. До революции 85% населения были негородскими жителями. А еще из спектаклей дороги «Адмирал Колчак», «Фрол Скабеев», «Лентяй», «Жизнь господина де Мольера», «Студент»…

– И у каждого, кто давно работает в «Галерке», тоже есть дорогие воспоминания о многих спектаклях прошлых лет.

– В театре работают много замечательных и талантливых людей. Поистине удивительные люди Александр Бурмистров и Александр Волков – два замечательных столяра-краснодеревщика. Они делают необыкновенные декорации. Юрий Борисович Черенда начинал с рядового монтировщика сцены, сегодня он заведует всей постановочной частью театра. Невозможно обойтись без Анатолия Алексеевича Побелата, рабочего по зданию. Он обслуживал его еще до дел театральных, знает в нем все закоулки, все трубы, все-все. Без него трудно представить театр. Светлана Павловна Чухманова убирает здание. Она работала здесь еще в бытность ДК завода «Полет». Я каждое утро прихожу в театр, когда она уже заканчивает работу. Мы всегда здороваемся и улыбаемся друг другу. Понимаете, очень важно, когда в твоем окружении есть люди, глядя на которых, хочется улыбаться.

– Какие спектакли будут в репертуаре нынешнего театрального сезона?

– «Братья Карамазовы», может быть, «Ромео и Джульетта». Должен приехать к нам на постановку спектакля известный питерский режиссер Станислав Илюхин, он предложил нам на выбор две пьесы. Хотелось бы пригласить еще одного известного режиссера Нальбия Тхакумашева. Планируем поставить «Дети Ванюшина» Найденова и «Расточитель» Лескова. И обязательно будут сказки. Планов много. К тому же в этом году в «Галерку» приехали выпускники Екатеринбургского театрального института. Они привезли с собой два дипломных спектакля, один из них – «Ночь после выпуска» по повести Тендрякова.

– Как театр ощущает свой возраст? У людей его замечают по взрослению детей.

– У наших актеров тоже рождаются дети. Они растут. И даже участвуют в спектаклях. Так идет наша жизнь. Раньше всегда говорили: не работаю, а служу в театре. Да что раньше? Так это было и так будет всегда. Репетиции, премьеры, сцена в свете софитов и прожекторов, аплодисменты зрителей. Каждый день и всю жизнь.

Автор: Татьяна Минаева