“Галерка” играет “Колчака”

Все возвращается на круги, своя. Мы вновь с пристрастием обратили свой взор на историю России.  Пристально вглядываемся в прошлое, пытаемся найти ответы на вопросы: почему мы стали такими? Что заставило нас превратиться из русских в «совков», чем сопровож­дался этот мучительный процесс?

Адмирал Александр Васильевич Колчак… Что мы знаем о нем? Он был одним из руководителей российской контрреволюции. Сухая энциклопедическая справке гласит; «Время пребывания  у власти Колчака; характеризуется  чудо­вищными  насилиями над  трудящимся населением Сибири и Урала,  организа­цией зверских карательных  экспедиций, выжигавших целые селения, и военной расправой с бастовавшими рабочими». Но теперь мы не верим на слово запыленным    энциклопедическим томам, не без основания .полагая, что в них да­леко не все и не совсем так    сказано. Мы обращаемся к документам и архи­вам и получаем совершенно другую картину, наполненную фактами биогра­фии и личными переживаниями.

Колчак был не только адмиралом, но и ученым, путешественником, океанографом. Он по праву находится в одном , ряду со всемирно известными Потани­ным и Пржевальским.

Восточный фронт был основным в гражданскую, здесь решались судьбы . Многих людей, а главное – участь Рос­сии. И мы, ныне живущие, должны представлять, как все происходило     именно в Сибири, на нашей земле. Поэтому да­леко не случаен выбор омского театра драмы и комедии «Галерка» -один из последних «его спектаклей посвящен теме гражданской войны-    «Адмирал Колчак» -это романтическая драма по роману русского писателя, живущего во Франции В. Максимова «Заглянуть в бездну».

Замысел режиссеров В. Витько и Г. Завалова заключается в том, чтобы показать личность А. Колчака как мож­но полнее и многограннее, во всех про­явлениях человеческой натуры В спектакле есть все любовь и предательство, трагедия и лирические сцены, острог и   прелести    заграничной жизни.  Нам представляется возможность видеть драму людей, готовых все отдать за единую и неделимую Россию, в ситу­ации выбора между жизнью и смертью. Действие пьесы охватывает сравни­тельно небольшой период – конец 1910 -1919 год. Оно начинается и заканчивается воспоминаниями женщины, горячо любящей и любимой, гражданской жены колчака А.В Тимиревой. В них много личного откровенного, подмеченного внимательным взглядом близкого человека.

Беседа с постановщиком спектакля   Владимиром Витько.

Театра драмы и комедии «Галерка», приглашавшие на премьеру спектакля «Адмирал Колчак», без сомнений, привлекли внимание омских театралов. Еще бы, ведь многие уголки нашего города, многие его переулки и особ­няки сохранили память об адмирале, и еще одна версия судьбы не может не заинтриговать зрителя. В пользу репертуарного выбора говорит и авторитет Владимира Максимова, одного из писателей русского зарубежья, редактора известного журнала «Континент», автора романа «Заглянуть в бездну», послу­жившего основой для  омском  инсценировки.

Наш собеседник, режиссер-постановщик спектакля и художественный руководитель «Галерки» Владимира Витько, рассказал, как возникла идея премьерной постановки.

– Режиссер нашего театра Георгий Алексеевич Завалов – давнишний друг Владимира Емельяновича Максимов,у них, можно сказать, общие  юношеские воспоминания. Прочтя   роман Максимо­ва «Заглянуть в бездну», Завалов загорелся этим материалом и предложил инсценировать роман.

Я долго сомневался, ведь работа над инсценировкой – дело тонкое, слож­ное, и не всегда оно удается. Но Георгий Алексеевич убедил меня, что надо попробовать.

Было множество вариантов, поначалу мы захлебнулись в изобилии авторских отступлений, в прозаическом тексте мы искали драматургическое зерно. Работа шла, с одной стороны, мучительно, но и радостно – потому что Максимов не только разрешил нам любые переста­новки и сокращения, и о и благословил нас на этот труд.

– Александр Васильевич Колчак – фигура, привлекавшая и привлекающая внимание очень многих историков, ис­следователей, литераторов.  Судьба в абсолютном смысле слова   драматическая, видимо, рано или поздно она должна была стать предметом театра. Что вам открылось в этом характере?

– Сегодня история ставит все точки над «И». Сегодня ясно, что Колчак некого не обманывал, он просто хотел навести в странепорядок, как он этот  порядок понимал. У него были самые добрые намерения, но политик он был никакой. Он был ученым, моряком, «непотопляемым адмиралом».

Драматизм этой судьбы еще и в том, что Александр Васильевич сохранял и отстаивал понятия чести, долге, совести в пору, когда все эти понятия в одночасье были преданы забвению и поруганию.

В какой мере историческая памяти Омска, архитектурная его среда    помогли вам в работе над постановкой Естественно, что и дом Колчака,   и Никольский    собор, куда    он ходил    на церковную  службу,  давали толчок воображению. Но вместе с  тем. Нам не хотелось ставить постановку на местную тему, Так же   как   мы не хотели   делать спектакль     про   красных  и   про белых. Ведь   главное в этой истории – человек, попавший в мясорубку истории.  Мы не стремились   оправдать или очернить нашего героя, а хотели показать     живого человека, смятенного, страдающего. Задача в актерском отношении не­ простая. Зато,   на мой взгляд, сегодня всеобщая театральная и социально-психологическая    проблема:     усвоить и, с другой стороны, понять логику поступков аристократов «серебряного века», людей одухотворенных, верующих, лу­чистых…Трудна, конечно, трудно.  Но наши актеры   были     к этому  готовы, потому что к этому моменту они уже сыграли  в «Банкроте» Островского, «Осенней одури» Некрасова,Эти работы дали предпосылки для нового спектакля, И все же   удалось ли актерам «Га­лерки» приблизиться к этой человеческой природе в новом спектакле! Приблизиться – да. Ведь нынешний человек привык скрывать свои чувства, не обнажаться перед толпой,    да и чув­ства, конечно, измельчали.    А тут – такая насыщенность духовной жизни.    В нашем   спектакле   основную романтичес­кую нагрузку   несет   Ирина  Вышсгородцева, исполняющая   роль   Анны     Василь­евны Тимиревой, и   Виктор Черноскутов – Колчак. Эта актерская пара приехала к нам недавно из Петропавловска, что в Казахстане.   Без них и  спектакль ста­вить не имело бы смысла. Возможно, кому-то из публики сце­нографическое  решение премьерного
спектакля покажется слишком   перегру­женным, избыточно декоративным.  Как шли поиски зрительного образа    поста­новки! В эскизе Игоря Петровича Конкина нам понравилось уже само   разграниче­ние  правого  и  левого. Андреевский – флаг, красный флаг – это символы на­ шей жизни.    А настоящая    жизнь – в центре, посередине.   Центр – это мир человеческий. Здесь и жизнь, и слезы, и юбовь. Двадцать эпизодов драмы мы стре­мимся играть как один большой эпизод, как миг, вмещающий судьбу и дух че­ловеческий. Вы довольны первой реакцией пу­блики, Владимир Федорович! Честно говоря, да. Возможно, лю­ди соскучились     по красивым чувствам, по душевному благородству, а мы им этот дефицит возвращаем.Ведь вы не станете спорить, что ра­дио, телевидение последних лет, меся­цев и дней словно, одержимы стремле­нием ввести человека в шок! А у нас люди смеются, плачут, радуются переживают. Этого и хотелось.

Светлана Нагнибеда.

«Омский вестник», 1992 год.