Человек – субстанция постоянная

Премьера спектакля «ЧТО НИ ДЕЛО, ТО КОМЕДИЯ» в Омском драматическом театре «Галёрка» фактически совпала с присуждением его постановщику, заслуженному артисту России и художественному руководителю «Галёрки» Владимиру Федоровичу ВИТЬКО звания заслуженного деятеля искусств России, с чем, пользуясь случаем, коллектив редакции газеты «Омское время» его и поздравляет!
О своем новом спектакле Владимир Федорович говорит следующее:
– Еще с советского времени существует некий «джентльменский набор» пьес Александра Николаевича Островского, самых лучших, отборных, которые постоянно ставились и ставятся в театрах, таких, как «Лес», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Горячее сердце» и еще три-четыре, не более. Но Островский написал сорок восемь пьес, не считая тех, которые он создавал в соавторстве с другими драматургами. У меня есть полное собрание сочинений Островского, я постоянно его читаю, памятуя, что сегодня Александр Николаевич современен, как никакой другой драматург, ведь он жил в период бурного развития капитализма, что происходит сегодня и у нас. Правда, наш капитализм какой-то странный, но пусть его оценивают политики и экономисты, для нас же важно, что и отношения между людьми сегодня уже выстраиваются таким же образом: учитывается и степень богатства, и родство с великими мира сего, и то, к какому кругу принадлежит, скажем, жених или невеста, – то есть реалии нашей современной жизни начинают совпадать с реалиями жизни 19-го века. А если еще учесть, что Островский был бесконечно талантлив и глубоко понимал человеческую природу, что он умел создать невероятно интересный, полнокровный образ, живой, объемный, абсолютно зримый, плюс наделял его сочным метким языком, причем, вкупе с целой чередой подобных образов, и все это в сочетании с превосходной интригой, то, конечно, во-первых, все это безумно интересно читать, а если получается спектакль, то и невероятно интересно смотреть, тем более что это наше русское бытие. Мы с вами уже не первый раз говорим, и я не устаю повторять, что меняется цивилизация, меняется интеллект, но человек не меняется, – и в эмоциональном, и в нравственном, и в душевном смысле он – субстанция постоянная, а поскольку мы живем в России и в данном случае говорим об Островском, то речь идет, конечно, о русском человеке, что для меня тоже невероятно интересно. Но мне хотелось найти пьесу Островского не столь зачитанную, как те, названия которых я упомянул, не столь часто возникавшую на театральных подмостках, и когда я читал собрание его сочинений, то натолкнулся на пьесу, которая называется «Тяжелые дни», подзаголовок – «картины московской жизни». Мне подумалось: как же это я ее нигде не видел, ни в одном театре? Читаю, – замечательная комедия! Только название, на мой взгляд, немножко подгуляло. Я бы первый не пошел на спектакль с таким названием, тем более, в наши дни. Но это дело поправимое. В пьесе есть персонаж по фамилии Досужев, – я так понимаю, это некий прообраз автора, – и он произносит великолепную фразу: «Главное, что ни дело, то комедия». Я подумал: вот и название спектакля! Мы начали репетировать, работали в чистую параллель со спектаклем по пьесе Александра Галина «Ретро», которую у нас в это время ставил режиссер из Новосибирска Евгений Рогулькин. И очень удачно «разложились»: одна часть труппы репетировала «Ретро», другая – «Что ни дело, то комедия». В нашем спектакле работает много молодых актеров. Может быть, это покажется странным, но я люблю Островского не только за его бытовую четкую определенность, но и за поэтичность, и тот, кто думает, что он абсолютно бытовой драматург, мне кажется, сильно ошибается. У Островского столько романтики, человечной, душевной, столько страстной, чистой любви, какую в наш просвещенный компьютерный век, наверное, редко и встретишь, что только молодым и играть! В общем, и мне, и актерам работалось в удовольствие, мы чувствовали, как получаются точные, меткие, наполненные разными характерами сцены, а поскольку это комедия, у нас был простор для массы всяких задумок и придумок, чем мы тоже с большим удовольствием занимались, стараясь и по форме сделать спектакль интересным.
В спектакле «Что ни дело, то комедия» действительно есть много такого, чего мы не найдем в пьесе. Скажем, одна из центральных сцен, с участием троих персонажей, Настасьи Панкратьевны (Светлана Крюкова), Натальи Никаноровны (Татьяна Гриднева) и Мудрова (Александр Никулин) проходит за игрой в лото, что создает колоритный комический фон. Пожалуй, одна из самых ярких находок – внешний вид побитого Василиска Перцова, роль которого прекрасно сыграл Виталий Кошкин. Во втором действии он появляется на сцене с невообразимым приспособлением для удержания толсто забинтованных рук в горизонтальном положении, что само по себе вызывает смех зала. Да и побивший его Тит Титыч Брусков в исполнении Александра Карпова – набело созданный характер. Карпову, одному из ведущих актеров «Галёрки», удается то, что требует большого мастерства: в одной из сцен он выходит «в стельку пьяным», играет очень своеобразно и смешно, а в следующий выход он все еще «пьян», но вместе с тем и заметно «протрезвел», и это сыграно настолько тонко, убедительно, что и язык не повернется сказать: не верю. Одобрения заслуживают и работы Кирилла Витько (Досужев), Антона Зольникова (Андрей Титыч), Ольги Тренбач (Луша) и других молодых актеров «Галерки». Премьера спектакля на сцене музыкального театра прошла с успехом, и омские зрители с удовольствием продолжают его смотреть.

Ю. Виськин «Омское время»