Бронзовая слава омской “Галерки”

«Бронзовый Витязь», который привезла из Москвы «Галерка» (так театралы привыкли называть Омский областной драматический театр «Галерка») за спектакль по прозе И.С.Шмелева «Лето Господне», – награда заслуженная и позволяющая взглянуть на спектакль как на явление неординарное.

Бронза – это не первая награда «Галерки». В 2004 году театр получил серебряного «Витязя» за спектакль «Во всю ивановскую» по рассказам Владимира Крупина в постановке художественного руководителя театра Владимира Витько. Тогда «Галерка» привезла целых четыре награды, удостоившись главного приза и дипломов «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая мужская роль эпизода». В этом году «Галерка» стала призером уже второй раз…

Приветствуя открытие IV Международного театрального форума «Золотой Витязь», президент Российского фонда культуры Н.С.Михалков сказал: «Театральный «Витязь» не стал эпатировать формальной новизной, эффектной развлекательностью, он избрал прямой путь служения возвышению души человека, возрождению традиций великого реалистического театра». И слово это не декларация, а явление сути этого театрального собора. Девиз форума неизменен: «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека». И «Лето Господне» омского театра стало как бы живой иллюстрацией этого девиза.

Так о чем же спектакль? Часто, особенно в последнее время, творческие поиски уводят режиссеров в мир крайнего самовыражения и гипертрофированности, мир овеществления своих болезненных влечений и пристрастий, где драматургия, в том числе и классическая, становится подсобным материалом. Иным путем пошли екатеринбургские режиссеры А.Русинов и Н.Русакова, поставившие на сцене Омского областного драматического театра «Галерка» спектакль «Лето Господне». Они решились обнажить и поднять духовный пласт коренного народа России, на котором тысячу лет возрастала и крепла культура нашего государства.

Дух веры и православия. Нравственный закон о красоте и любви, в котором с младенчества воспитывался всякий русский, как и мальчик Ваня, герой повести Ивана Шмелева. Но спектакль «Лето Господне» не о вере как таковой, здесь нет миссионерской назидательности и проповедничества, он об ином.

Что же такое особенное открыл семилетний мальчик избалованной московской театральной публике, чем поразил их до слез ребенок со своим мудрым наставником Горкиным? Особенного не было. Было забытое, похороненное где-то в глубинах души, под спудом, а тут…вдруг, разом – раскрытое, обнаженное, умилившее их и возвысившее.

Возникает разговор о ткани не материальной, о духовной, которая и стала главным действующим лицом спектакля, генерирующим и творящим началом каждого сценического персонажа, будь то человек или животное.

Неторопливое шествие будней – день за днем: от праздников к будням, от радостей – к скорбям, всего лишь год из жизни маленького человека, который осознанно дивится великому дару Провидения – дару жизни.

Редкостной трансформации можно было только удивляться – столь велика была сила воздействия актеров на зрителей. Люди начинали перерождаться на глазах – радостно, до сердечной какой-то болезненности, словно куколка, которая превращается в бабочку, снимает скафандр рацио и неверия…Они и не понимали, что неверие сбросили тоже, просто чувствовали: душа их вдруг начала получать свет…

На «Золотом Витязе» было что посмотреть и с кем посоперничать – 39 лучших театров России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии, стран Балтии. Среди них прославленные московские: Государственный академический Малый театр, Московский академический им.В.Маяковского, «Современник», Центральный академический театр Российской Армии, Московский театр юного зрителя, Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Каждый спектакль, сохраняя драгоценное классическое, открывал новый путь движения к лучшему в человеке, освобождая от родимых пятен зла.

-Основным кредо нашего театра, – говорит директор Омского областного драматического театра «Галерка», его художественный руководитель Владимир Витько, – было и остается проникновение в исповедальную суть творчества лучших писателей и драматургов родного моего Отечества, исследование души человеческой и лучших проявлений его духа…Тем и живем.

Бронзовый «Витязь», который привезли омские артисты из столицы за спектакль «Лето Господне»,- не единственная награда. Молодые актрисы Лена Заиграева и Светлана Бондарева, замечательно сыгравшие лошадей, получили дипломы за лучшую эпизодическую женскую роль, а также памятные часы с эмблемой форума. Старая Кривая-лошадь сразу же стала любимицей публики, а Стальная-лошадь создала для зрителей минуты напряжения и тревоги.

Как ответить на вопрос – чем же притягивает зрителя омская «Галерка»?

Елена Стрельцова, известный театральный критик, программный директор форума «Золотой Витязь», давая оценку спектаклю омской «Галерки», говорила: «Эмоциональный и очень глубокий по своей сути спектакль. Замечательно еще и то, что делают это молодые еще ребята, актеры. «Лето Господне» – очень трудное для сцены произведение. Но, тем не менее, Шмелев впервые так возник на большой сцене. В Москве и других городах есть спектакли по прозе Шмелева, но «Лето Господне» ставится впервые. Здесь найдены такие тонкие нюансы…Замечательный спектакль, замечательные актеры. И очень хорошо, что молодые взялись за такую работу, потому что это – не однодневка, это надолго. Этим спектаклем по каким-то удивительным эмоциональным путям мы возвращаемся в свою же историю, мы возвращаемся к себе настоящим…Спектакль – об отношениях человека с Богом, о жизни, о смерти, о бессмертии в душе. В принципе, это то главное, что и заявили омичи своим спектаклем…»

В день закрытия форума, после вручения наград, с поздравлениями к Владимиру Витько подошел художественный руководитель белорусского театра и шутливо сказал: «Ну, специалист по «Витязям», поздравляю!»

Владимир Крупин, прославленный писатель, бывший омич, которым гордятся сегодня наши современники, не скрывает своих чувств: «Ощущение радости и праздника в душе от спектакля. Это то, что нужно театру, особенно сегодня. Уже стало общим местом ругать всю эту порнографию, которая поселилась на экранах и сцене, уже все устали – как надоела вся эта мерзость…Вы заметили – она потихоньку уходит: получила своего зрителя, и…зрителя она унизила, опустила до своего уровня, стащила. Знаете, как заразный больной старается других заразить…Конечно, мы какие-то потери понесли, но вместе с тем будущее сцены, русской сцены – за такими спектаклями, как тот, который показала нам омская «Галерка», подтвердив девиз форума: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека».

Галина Минеева «Омская Муза». Декабрь 2006 г.