А завтра был аншлаг…

…Вот уже и в прошлом пе­тербургские гастроли «Галерки». Но осталось волнение, ко­торое еще долго будет подо­греваться нашей эмоциональ­ной памятью. Что ни говори­те, а было грустно расста­ваться с городом на Неве, где первым великим режиссе­ром стал сам император Петр. Мы бродили по горо­ду-театру, любовались деко­рациями лучших итальянских сценографов,  удивлялись смысловой точности » эстети­ке рожденных на века ми­зансцен. И, глядя на – это сегодня две ма­ло похожие театральные си­стемы, два почти несмыкающихся круга кровообращения, два   разных типа жизни.

– Избалованная и пресы­щенная петербургская пуб­лика. – поведал нам писатель Виктор Кузнецов незадолгодо начала нашего первого спектакля «Фрол Скабеев», – разучилась над «вымыслом слезами обливаться».

Похоже, мы все излишне за­калились. Трудно поверить, почти невозможно согласить­ся, но привыкли, притерпе­лись к реальным драмам, тра­гедиям, смерти, крови. Фан­тазия какого гения может се­годня соперничать с нашей действительностью?

Всякие посещали мысли на­кануне открытия гастролей. В афише за 23 июня значил­ся спектакль «Фрол Скабеев», любимый омским зрителем – не столь избалованным, но не менее взыскательным. Но имя драматурга Дмитрия Аверкиева, современника А. Н. Островского, напрочь забыто петербуржцами. Еще бы! Аж 25 лет назад в Александрин­ке игрался этот спектакль. И вот неизвестный провинци­альный театр из Омска предлагает Питеру свою версию… Сильно волновались актеры, тем более что на открытие приглашен Станислав Илю­хин, режиссер -постановщик спектакля.

Зрителей было немного, но они на одном дыхании приняли русскую комедию о по­хождениях плута и вора Фролки Скабеева. Любопыт­но было узнать в антракте первые впечатления от «Га­лерки».

– Достойные декорации, изысканные костюмы, интерес­ные сценические решения, полная    отдача артистов… Никакого пи в  чем налета про­винциальной нищеты и заброшенности, — таково мнение режиссера киностудии «Лен-фильм» Игоря Москвитина (кстати, он посмотрел едва ли не весь наш репертуар и при­гласил на кинопробы О. Курлова и П. Кондрашина). Как выяснилось на последующих спектаклях «Фрола Скабеева» (играли его 4 раза!), зрителей подкупала абсолютная рас­крепощенность молодых ак­теров Олега и Елены Курловых, Светланы Суконьщиковой,   Павла   Кондрашина, работавших на пределе искрен­ности. Яркий, зрелищный спектакль с добрым энергети­ческим полем все-таки встрях­нул петербуржцев. Послед­ний поклон актеры дарили уже полному залу благодар­ной публики.

Немногочисленный, но свой зритель пришел па «Рядовых» – когда-то в БДТ имени Тов­стоногова этот спектакль был обойден творческим успехом, и в памяти петербуржцев ос­талось неоднозначное отношение к пьесе А. Дударова.

Кто смотрел «Семейный портрет с посторонним», ос­тался весьма доволен фей­ерверком актерского темпера­мента артистки Светланы Гассан.

Очень трудно определить в спектакле «Уходил старик от старухи». Кинут? Созда­ют образы? Смотрят на своих героев со стороны с легкой иронией и нежностью? И то, и другое, и третье, и четвертое. Здесь жизнь запа­кована в образы топко и легко. В зрительном зале находились актеры-петербурж­цы, которые когда-то видели эту пьесу в исполнении Елены Аросевой и Бориса Каширина – актеров Омского ака­демического театра драмы. Растроганные ностальгически­ми воспоминаниями о друзь­ях-коллегах, господа Мазаева и Девяткин передали поклон поем актерам – омичам…  Спектакль «Прощание в июне», оказывается, шел на сцепе театра на Литейном более 20 лет назад, незадол­го до смерти драматурга Александра Вампилова, и он сам выходил на встречу со зрителями по окончании спектакля. Петербуржцам да­леко не безразличен драматург Вампилов. И восприя­тие спектакля было неодно­значным: кто-то, посмотрев, остался счастлив, кто-то не принял сценическую версию «Галерки». К слову сказать, оценки и рассуждения про­фессионалов могут сильно рас­ходиться с реакцией публики.

Это естественно и даже зако­номерно. Как естественно и то, что именно зритель, его пристрастия и вкусы в первую очередь определяют всю инф­раструктуру театра.

Как бы то ни было, к анш­лагу «Галерка» все-таки при­шла…

Гастроли начали набирать силу со спектакля по Ф. До­стоевскому «Шуты села Степанчикова». 1 июля актеры шутили дыхание заполненно­го зала – отсюда неподдель­ные энергетические затраты, которые вызвали адекватную реакцию у зрителей. Именно в Петербурге стало попятно, на­ сколько современен и необхо­дим сегодня Ф. М. Достоевский всем нам. Научный со­трудник музея – квартиры Достоевского (Кузнечный переулок  – 5/2) Мария Брусовани делилась впечатлениями в ант­ракте:

– Мне по роду деятельно­сти приходилось не раз ви­деть инсценировку романа Ф. М. Достоевского. Баша вер­сия «Села Степанчикова и его обитателей» ввела меня в со­стояние жуткой тревоги: по­чему наш народ так нераз­борчив в авторитете власти, почему нас подчиняют Фомы Опискины? Мне стало страш­но за будущее… Такое эмоцио­нальное воздействие оказал на меня Фома Фомич в орга­ничном исполнении актера Константина Левашова.

Вообще Петербург Ф. Достоевского преподнес нам не­сколько приятных сюрпризов: 7 июля спектакль «Шуты села Степанчикова» из Моск­вы (в качестве зрителя!) приехал режиссер-постанов­щик Сергей Стеблюк. Конечно, приятно, но и ответст­венно: сохранил ли театр режиссерский замысел?

В этот вечер на просмотре встретились два режиссера – Андрей Максимов, который ста­вит в настоящее время в БДТ имени Товстоногова «Село Степанчикова» (главные роли исполняют «звезды» – Ев­гений Лебедев и Олег Ба­силашвили), и Сергей Стеб­люк, поставивший спектакль на омской сцене. О чем го­ворили два элитарных зрите­ля – нам неизвестно, но факт сам по себе совсем небезын­тересный.

Признанным фаворитом га­строльного репертуара все же стал А.П. Чехов. Зрительское «браво» было обращено прежде всего к Войницкому – актеру Владимиру Витько.

Именно Чехов интересовал театралов – иностранцев. Зная содержание пьесы, они по-русски сентиментально пе­реживали за нашу не очень счастливую жизнь… И за это спасибо…

О зрителе, который разделил с театром радость «быть ус­лышанным», хочется сказать отдельно. Во-первых, нас по­сещали омичи, в силу разных причин оказавшиеся в Пе­тербурге. В гостях был Юрий Зырянов – в прошлом актер Омского ТЮЗа; театровед, критик из Уральского универ­ситета (факультет искусст­воведения и культурологии) Сергей Федоров, когда-то то­же игравший в нашем теат­ре для юношества. Еще запомнился один омский зритель: заведующая филиалом института повышения квалифика­ции ПТО прилетела па ученый совет в головной институт. Являясь постоянным нашим зрителем, Т.И. Южакова при­гласила на Литейный, 51, всю кафедру гуманного воспитания во главе с доцентом Мо­соловым В.А., чьи исследования по русской культуре не­редко приходилось читать в журналах.

На каждом спектакле по­являлись какие-то дорогие театру люди – педагоги ак­теров, коллеги по прежним театральным подмосткам, друзья, знакомые, наконец, появившиеся за 17 гастроль­ных дней поклонники, кото­рые по нескольку раз ходили на полюбившихся актеров…

А что же актеры? Думается, они были рады встрече с во­все (как выяснилось) не избалованной, а очень отзывчи­вой, деликатной и тонкой петербуржской публикой. Об­щение с культурой великого города расширило информа­ционное, зрелищное, эмоцио­нальное поле каждого из нас. Потрясающая красота города погасила нервозность, отрицательную энергию. Мы благодарны тем, кто нас ус­лышал в Петербурге и кто понял в Омске, как необходи­мо молодому театру именно «по-крупному» начинать гастрольную деятельность. Хотя бы ради высокого уровня оценочных критериев.

Конечно, море признательности за поездку департамен­ту культуры и спорта администрации Омска; фирме «Мостовик», ПО «Полет». Пра­здник состоялся. Это было пре­красно!

Татьяна  Бакулина