“Варяг” театра и его войско / Вспоминая Кирилла Витько

Распахивается дверь, и в репетиционный зал широкими шагами входит настоящий викинг с бородой, почти двухметрового роста. Но вся внешняя грозность растворяется в слегка ироничной, но бесконечно доброй улыбке Кирилла Владимировича Витько. Этот «варяг» театра ведет свое актерское войско в мир высокого искусства. Бомарше, Чехов, Тургенев, Пушкин, Камю… Только под знаменами больших авторов режиссер выводит свою армию на позицию. И несмотря на то, что брутален внешне, абсолютный эстет внутри. Служит драматическому театру, а голову преклоняет только перед оперным, да и то перед искусством мастеров, живших еще в начале прошлого века. Обожает стиль барокко и фильмы Дэвида Линча.

Таким запомнился режиссер Кирилл Витько своим коллегам. Посмотрев его спектакли, и не скажешь, что придуманы они были в основном в курилке в небольших перерывах между репетициями. Сами же репетиции всегда проходили в атмосфере постоянных шуток, «подколов» и смеха. Что-что, а чувство юмора Кирилла было его сильнейшей стороной. Наверно, в нем и скрыта тайна дарования еще молодого, но уже очень интересного режиссера. Из этих шуток, хохм и дурачества выстраивались потом серьезные спектакли, такие как «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Свадьба Кречинского», «Ужин с Калигулой» и другие. Артисты любили работать с ним, потому что каждому он уделял огромное внимание, и не важно роль слуги это или героя. На проходную сцену Кирилл мог потратить все время, однако в результате такой работы происходило открытие нового артиста. Далеко не все режиссеры сегодня готовы по-настоящему служить актерам, а Кирилл мог и любил это. Поэтому и любили его. Никогда не отказывался от работы с артистом, если тот «горел огнем желания». Из такого «огня» вырос дебютный спектакль режиссера «Андрей Ефимыч» по повести А.П. Чехова «Палата № 6». Все капустники, творческие вечера и поздравления тоже ложились на широкие режиссерские плечи Кирилла. Его одногруппники из ГИТИСа в шутку прозвали его извергом, потому что работать он был готов круглыми сутками и требовал такой же отдачи от других.

Как режиссер-художник, он отличался оригинальным творческим мышлением. Его спектакли были поставлены в ключе так называемого «игрового театра», идею которого Кирилл разрабатывал в своем искусстве. Во главу угла всегда ставил актера. Никогда не занимался режиссерским позерством или конъюнктурой. Не шел на поводу ни у публики, ни у изменчивой театральной моды. Кирилл Витько гнул свою линию, гнул до конца. Последний созданный им спектакль «Провинциалка» И.С. Тургенева хоть и не большой по своему объему (всего 50 минут), но оставляет после себя ощущение восторга. «Безделушка» на 18 страниц, как о ней отзывался постановщик, стала, по словам Кирилла, его лучшей работой.

В провинциальный город приезжает столичный граф и посещает один из домов, где живет хозяйка, с которой он был знаком много лет тому назад. Такое положение вещей не совсем устраивает хозяина дома, ревнующего свою жену к знатному гостю. Вот, собственно, и вся интрига. Однако актеры, занятые в этом спектакле, искрятся обаянием. Режиссером найдена тонкая грань между острой комедией характеров, провинциальной тоской и легкой самоиронией. Молодая, красивая, умная женщина окружена мужчинами, которым она без особого труда кружит голову, но не из коварства или расчета, а от скуки, из-за жизни в глуши. Сами же мужчины на нее не в обиде, ведь служить прекрасному – дело благородное. Да и в провинции, оказывается, не так уж плохо. Особенно когда есть над чем посмеяться.

Публика тоже питала к Кириллу Витько нежные чувства. Его спектакли были интересны как простому зрителю, так и искушенному. Оригинальность и эпатаж никогда не были самоцелью его искусства, но постановки всегда получались яркими и запоминающимися. Такой была его жизнь, таким был он сам.

13 августа 2017 года режиссера Кирилла Владимировича Витько не стало. Последние почти десять лет жизни были отданы им служению Омскому драматическому театру «Галерка». Без этого талантливого художника театр по-настоящему осиротел.

Будущий выпускник одной из режиссерских мастерских ГИТИСа родился 4 января 1976 года в городе Норильске в театральной семье. Отец, Владимир Витько, в то время артист Норильского театра драмы, спустя девять месяцев после рождения сына, со своей семьей уехал работать в Омский театр юного зрителя. Как позже выражался сам Кирилл Владимирович, «все его детство прошло за кулисами Омского ТЮЗа». Заразившись на всю жизнь болезнью под названием «театр», юноша сразу после школы поступил в Алтайский государственный институт культуры и искусств на актерское отделение, но, не доучившись два года, ушел, решив заниматься музыкой. Однако спустя двенадцать лет судьба связала его с театром «Галерка», в котором позже он поставил свои лучшие работы: моноспектакль «Андрей Ефимыч» по повести «Палата № 6» А.П. Чехова (2010), «Беспечный влюбленный» по пьесе В. Соллогуба «Беда от нежного сердца» (2010), «Сны Подколесина» по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» (2013), «Слухи» Н. Саймона (2014), «Обманутый муж, или Брак по страсти» по пьесе В. Соллогуба «Сотрудники» (2014), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (2015), «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана (2015, 2016) «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (2016) «Провинциалка» И.С. Тургенева (2017). В 2016 и в 2017 годы на сцене Театра «Комедiя» (Нижний Новгород) Кириллом Витько поставлены «Жан и Беатриса» К. Фрешетта и «Интимная комедия» Н. Кауарда.

В 2014 году закончил обучение в Российской академии театрального искусства по специальности «Режиссер драмы», мастерская народного артиста РФ Валерия Беляковича. Будучи еще молодым режиссером, Кирилл Витько творил и экспериментировал не только в стенах родной «Галерки», но и за ее пределами. Летом 2014 года на Молодежном региональном форуме «РИТМ» Кирилл Витько создал уникальную постановку – в сосновом бору среди деревьев на площадке ДОЛ «Березовая роща» была показана сказка «Спящая царевна» А.С. Пушкина, которая являлась результатом экспериментального сотрудничества театра и цирка. В 2014 году в рамках IV сибирского философского семинара ОмГУ им. Ф.М. Достоевского «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций», артисты под руководством Кирилла Витько представили работу «Упражнение в абсурде: философия современного театра в дискуссии по постановке» по творчеству основоположника абсурдизма Эжена Ионеско. В 2015 году в рамках конференции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского «Нестоличная культура: визуальные маркеры региона» показан спектакль-перформанс «Пришибленные» по мотивам романа Чака Паланика «Призраки».

В 2016 году Кирилл Витько принял участие в режиссерской лаборатории под руководством народного артиста РФ Валерия Фокина (Санкт-Петербург). В 2017 году награжден Почетной грамотой Министерства культуры Омской области и Почетной грамотой Правительства Омской области.

На взлете своей карьеры сердце художника остановилось в Нижнем Новгороде во время репетиции спектакля «Гамлет» У. Шекспира в Центре Театрального Мастерства. Уйдя из жизни как настоящий режиссер, во время работы над великим классиком и его величайшим произведением, Кирилл Витько навсегда останется в памяти тех, кому посчастливилось творить с ним на одной площадке, а также в сердцах тех, кто видел его прекрасные спектакли.

Вечная память талантливому режиссеру.

Автор: Егор Витько