Театр, который объединяет…

Познавая театр, познавать жизнь…

Что значит сегодня театр для молодежи, окруженной цифровыми технологиями? Как увлечь ребенка хорошей литературой и побудить к творчеству? Как найти правильную интонацию в беседе с юным человеком о жизни и ее ценностях? На эти и многие другие вопросы искали ответы организаторы и участники масштабного просветительского проекта театра «Галерка».

Театр, который объединяет

Весной этого года «Галерка» провела молодежный просветительский проект «Познание жизни средствами театрального искусства», участниками которого стали 170 школьников и студентов. В стенах театра 25 апреля прошел Гала-концерт, представивший лучшие номера конкурсной программы. Все участники получили дипломы театра, финалисты были награждены памятными призами.

Изначально проект был рассчитан на участие старшеклассников и студентов, но дети младшего возраста так хотели проявить себя в театральном конкурсе, что возрастные границы пришлось убрать. Организаторов поразило, что в эпоху телевидения и гаджетов ребята искренне стремятся в театр, с огромным уважением и интересом относятся к театральной жизни. Один из участников Денис Грицай, семнадцатилетний ученик школы № 119, даже назвал стихотворение собственного сочинения «Моя любовь – театр «Галерка»!». Он прочел его в финале Гала-концерта. Такие признания говорят о многом: как важен для современных молодых людей диалог с театром, как много они находит там для души и для ума.

На создание проекта коллектив вдохновило объявление президентом страны 2019 года Годом театра. Художественный руководитель «Галерки» Владимир Витько и его команда всегда были убеждены в том, что русский театр выполняет прежде всего просветительскую миссию, помогает зрителю в формировании нравственных ориентиров и эстетических вкусов. Образовательные учреждения города, ставящие похожие задачи, сразу откликнулись на инициативу театра.

Для многих учителей Омска автор и организатор проекта Татьяна Бакулина – давний друг и именно тот человек, который открыл возможность объединить педагогику и театральное искусство. Не формально, а благодаря наполненному общением творческому процессу.

Встречаясь за круглым столом в уютной театральной гостиной, дети доверительно делятся своими мыслями о жизни и о театре, задают вопросы, позволяющие проникнуть в суть литературных произведений и увиденных спектаклей, учатся ценить живое, открытое общение.

Россыпь талантов

Программа проекта состояла из пяти конкурсов. На письменную викторину «Через слово в русской классике к пониманию культуры речи» пришло 50 человек из средних школ №№ 34, 60, 83, 101, 94, 72, 141, 138, гимназии № 43, лицея № 29, студенты Автотранспортного колледжа, Сибирского профессионального колледжа, Педагогического университета, филиала Московского университета имени К.Г. Разумовского. Сорок девять вопросов викторины касались истории русского театра, отечественных драматургов-классиков 19–20-х веков. Лучшие результаты показали студенты-филологи Педагогического университета (преподаватель Алла Подворная), старшеклассники школы № 60 (педагог Светлана Кузьмина), школы № 34 (педагог Алла Новак), школы № 83 (педагог Лариса Макуха), школы № 72 (педагог Наталья Боринос).

Перед конкурсами «Художественное слово» и «Играем классику» театр предложил всем желающим участникам посетить мастер-класс театрального педагога, режиссера, актера, заслуженного артиста России Николая Парасича и заслуженной артистки России Татьяны Куриловой. Репетиционный зал был полон. Семьдесят участников мастер-класса после двухчасового интерактивного общения вышли благодарными, вдохновленными и просто влюбленными в актерское мастерство, о котором рассказывали артисты «Галерки».

Надо отметить, что конкурс «Художественное слово», участие в котором приняли 35 человек, побудил ребят к выбору хорошей литературы. Звучали стихи Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Мусы Джалиля, Эдуарда Асадова…

Прочувствованно, с полной отдачей ребята читали о любви к животным, о боли войны, о красоте природы, что не могло оставить равнодушными членов жюри. Когда молодой человек из 141 школы Максим Исакжанов (учитель литературы Ирина Кучинская) прочел стихотворение собственного сочинения, вложив в него смыслы о мире 21 века, было единогласно решено наградить его дипломом Гран-при. Большое впечатление произвело исполнительское мастерство Екатерины Головановой из Азово (руководитель Алексей Штаер), Сергея Скрипаля и Владислава Зюзина из СКИТУ имени К.Г. Разумовского (руководитель Мария Салтыкова), Насти Невротовой из школы № 108 (педагог Татьяна Яшина), Каролины Жемеровой из школы № 31 (педагог Елена Спивакова).

Конкурс «Играем классику» объединил 45 участников. Очень интересно показали себя шоу-театр «Бенефис» под руководством Натальи Трофимовой, театр «Грани» при ОмГТУ – режиссер Елена Дрохенберг, представившие фрагменты из пьесы «Тень» Е. Шварца и повести «Неромантичный человек» В. Токаревой. Студенты финансового университета разыграли литературную композицию «Вам» по творчеству В. Маяковского. Большую работу проделали учителя литературы, подготовившие с ребятами отрывки из классических произведений. Под руководством Инны Сидоровой и Татьяны Авилочкиной ребята из школы № 138 разыграли фрагмент из пьесы «Ромео и Джульетта». Отрывок из комедии «Недоросль» представили ученики Тамары Зиминой, учителя школы № 89. Татьяна Успенская из школы № 94 подготовила со старшеклассниками отрывок из «Снегурочки» А.Н. Островского. Преподаватель Наталья Грицына из школы № 108 инсценировала басню И.А. Крылова «Листы и корни».

Столько открытий преподнес вокальный конкурс «И жизнь, и слезы, и любовь», показавший как тонко чувствуют юные участники глубокий музыкальный материал. Оценивала их мастерство педагог театра по вокалу Ирина Кирдяшкина. Чувство гордости и восхищения вызвала школа № 97 имени Любови Полищук. Руководитель Наталья Самохина продемонстрировала поразительные результаты работы с детьми. Ансамбль «Новое поколение», объединивший 22 ученика разного возраста, звучал прекрасно. Они спели русскую народную песню «Во кузнице», «Маланья» и «Дружат дети на планете”.

Солистка Ангелина Верхошапова, семиклассница, получила Гран-при конкурса за акапельное исполнение романса на стихи Николая Некрасова. Остальные участники также успешно выступили на итоговом концерте: Алена Диль из школы 108 и Алина Приходько из школы №97 имени Любови Полищук.

«Кстати, театр «Галёрка», узнав о том, что в школе №97, нет ни одного фортепиано, организовал фактическую доставку сразу двух инструментов. Первый отдан в дар школе училищем имени В. Я. Шебалина, второй подарила друг театра – Светлана Жарко. Так что в результате проекта театр оказал конкретную помощь всему детскому коллективу школы. Пусть множатся музыкальные и вокальные таланты!»

Дети не только участвовали в основных конкурсных программах. Ученики ДШИ № 9, СОШ № 108, 97, 138, гимназии № 43 приносили авторские работы на тему «Моя любовь – театр»: отзывы на спектакли, размышления-эссе, сочиненные стихи, рисунки, поделки.

Воспитывая личность

Проект театра показал, как много значит личность наставника для молодых ребят. Все педагоги, откликнувшиеся на участие в конкурсе, – настоящие сподвижники, готовые отдавать лучшее своим ученикам.

– Учителя, с которыми познакомился театр «Галерка» на проекте, – это «штучные» люди. В каждой школе всегда есть класс, который расположен к театральной деятельности. Но сама по себе она не случится, если нет учителя литературы, который любит театр, – рассказывает организатор проекта Татьяна Бакулина. – Личность учителя транслирует идею, мысль, убеждения. Учитель литературы всегда актер. Хорошо, если он ощущает свою роль не как тяжелый камень, а как прекрасный материал для строительства храма.

Эти интересные люди живут и работают, наполняя свое человеческое и профессиональное содержание чтением литературы, посещением концертов, просмотром спектаклей. Часто мне вспоминаются слова учителя Мельникова из лучшего на все времена фильма о школе «Доживем до понедельника»: «Что у нас есть, чтобы отдать?.. Вот вопрос». Ребятам, с которыми общаются настоящие педагоги, по-настоящему повезло.

Открытые для нового опыта, учителя с готовностью и любовью погружаются в мир театрального искусства и ведут за собой учеников. В последние годы театр в России перестал считаться исключительно местом для демонстрации спектаклей, нередко – это активная образовательная среда, настоящий культурный центр, который ищет пути сотрудничества со школами, музеями, библиотеками и различными молодежными организациями. Встреча с таким театром для молодого зрителя – это повод для разговоров о жизни, для развития фантазии, для познания свое внутреннего мира.

Сегодня у театра «Галерка» появились новые возможности, чтобы стать таким местом притяжения для молодых омичей. Помогает ей в этом не только классический репертуар, но и пространство прекрасного театрального здания, где есть место для мероприятий разного формата.

– На итоговом концерте в зале ощущалась плотная, душевная и духовная тишина, – завершает рассказ о проекте Татьяна Бакулина. – Она состояла из энергии эстетического наслаждения, возможности побыть свободным, самим собой, потому что в театре «Галерка» тебя ждали, тебя понимали, тебя любят…

Мы ощутили атмосферу доверия друг к другу, атмосферу единения, уважения таланта каждого участника. Думается, что ребята испытали радость от красивого, доброго, настоящего.

Хорошо, если произошло пробуждение души от услышанного, увиденного. Ни разу не зазвонил телефон во время действа – грандиозная победа творческого проекта. Удачи всем нам в будущем сотрудничестве! Остается поблагодарить ООО «Сибирская белочка» за поддержку в организации нашего проекта.

Полный фотоотчёт с церемонии награждения: https://vk.com/album-51358695_262989153