Станислав Илюхин | Галёрка — Омск

Меню

«Старый добрый русский театр» — В. Витько

Станислав Илюхин

Станислав Илюхин

Выпускник ЛГИТМиКа. В театре поставил спектакли: «Фрол Скабеев» по пьесе Дм. Аверкиева (1994 г.), «Весельчаки» по пьесе Н. Саймона (1996 г.), «Женитьба Белугина» по пьесе А. Островского (1997 г.), «Студент» по пьесе А. Грибоедова (1997 г.), «Татьяна Репина» по пьесе А. Суворина (2000 г.), «Ханума» по пьесе В. Рацера и А. Константинова (2001 г.), «Петербургские квартиры» по пьесе Ф. Кони (2007 г.). Жил и работал в Санкт — Петербурге. 

Станислав Алексеевич ушел из жизни 7 декабря 2017 года.

Первая встреча «Галёрки» со Станиславом Илюхиным состоялась в 1994 году. По приглашению В.Ф. Витько он приехал в театр на постановку пьесы Д. Аверкиева «Фрол Скабеев». Художественного руководителя омской «Галёрки» и режиссера из Петербурга связывали годы совместной работы в Норильске. Станислав Алексеевич долгое время был главным режиссером норильской драмы. Когда Илюхин принял руководство театром, ему не исполнилось и тридцати лет, и молодость позволила режиссеру талантливо начать самостоятельную творческую жизнь.

Родом Илюхин с Урала. Театральная юность прошла в г. Красноярске, куда он после окончания Ленинградского института приехал в составе бригады актеров. Несмотря на удачно складывающуюся актерскую карьеру, потянуло на режиссуру. Хотелось прикоснуться к русской классике, осмыслить прошлое, чтобы понять настоящее. Режиссерский курс кончил у самого Андрея Гончарова.

В «Галёрке» шел четвертый сезон, когда началась работа над «Фролом Скабеевым».

«Это комедия из фонда замечательной русской драматургии. Сегодня обращение к культурному наследию прошлого просто необходимо для молодежи. Крайне мало черпаем мы из классики. Пьеса незаслуженно забытая. У Аверкиева центральный персонаж — замечательный русский характер. Фрол Скабеев благодаря природному уму, сметке, удали, размаху, колоссальной энергии достигает поставленных целей в жизни» (С. Илюхин).

Газета «Культура» в 1998 г. очень емко охарактеризовала художественную ценность Илюхинского спектакля: «Фрол Скабеев» постановочному размаху, смелости и богатству костюмов даст фору любой столичной сцене».

В 1995 году «Фролу Скабееву» аплодировала петербургская публика.

Заинтересовавшись самобытной пьесой литературно-художественная редакция «Радио России» записала спектакль театра в «Золотой фонд».

Илюхин не любит проторенные тропинки и готовые рецепты, поэтому часто берется за пьесы, у которых фактически нет сценической судьбы. В драматургии его волнует тема сильного духом, достоинством человека, способного влиять на мир порочных отношений между людьми. Эта тема звучит и во «Фроле Скабееве» Д. Аверкиева, и «Женитьбе Белугина» А. Островского и «Весельчаках» Н. Саймона. Все три спектакля отличаются четкой смысловой режиссерской концепцией, новизной и самобытностью характеров персонажей.

«Можно сколько угодно спорить вокруг репертуарной политики «Галерки». Но, к примеру, Станислав Илюхин считает, что если уж «ломать ноги», то лучше на хорошей драматургии. В случае с «Женитьбой Белугина» обошлось без переломов. Получилась хорошая, цельная работа» («Омская правда», 05.01.1996 г.).

И в работе с актерами Станислав Алексеевич добивается неожиданных результатов. Он оценивает индивидуальность и предлагает способ существования, тем самым раскрывая совершенно новые грани дарования. С. Илюхин из тех режиссеров, кому интересно исследовать внутренний мир актера, разговаривать с ним не только о роли, но и о жизни вообще. Такой душевный контакт дает поразительные результаты: спектакли Илюхина ансамблевые. «Для меня актер — не тюбик с краской. Мне интересно с молодыми актерами, которые хотят и любят работать. Увидеть их творческий рост в день премьеры – большая радость» (С. Илюхин).

В 1999 г. Станислав Алексеевич ставит в «Галёрке» малоизвестную пьесу А. Грибоедова «Студент». Единственная ее постановка была в 1904г. в Александринском театре. Вторая премьера состоялась в Омске спустя 95 лет. В том, что  пьесу судьба обделила сценическим прошлым,  режиссер Илюхин увидел глубокий смысл. Нравы русской жизни с ее способами завоевания человеком положения в обществе изображены по-грибоедовски настолько остро, иронично, правдиво, что у государственной цензуры был резон не пускать «вольное сочинение» на  широкий суд зрителей.

«…Пьесу «Студент» режиссер Илюхин читает как знающий и право имеющий. Он знает Грибоедова  будущего..он подозревает в «Студенте» будущие открытия русской комедии и прежде всего тот национальный тип, который громогласно скажется в Хлестакове».

                                            «Зеленая лампа», Иркутск, 1999 г.

«Было очень отрадно наблюдать творческий рост артистов театра «Галёрка», тенденцию к ансамблевой игре, мудрое и тонкое соотношение молодости и опыта на сцене. Особенно ярко эти качества труппы сработали в спектакле, поставленном Станиславом Илюхиным по комедии Грибоедова «Студент». Тут хочется обратить внимание на верность «Галёрки» русскому классическому репертуару, на удачный творческий союз с режиссером, полюбившимся омичам по его предыдущим постановкам в «Галёрке» (к итогам театрального сезона «Новое обозрение» 14.07.1999 г.).

В 2001 г. С Илюхин осуществляет в «Галёрке» постановку популярной грузинской комедии А. Цагарели «Ханума» и пьесы А. Суворина «Татьяна Репина».

«Режиссер Илюхин нашел ключ к решению спектакля «Ханума». Буквально все сделано так, как только это можно сделать. Удивительны звучание и ритм спектакля. Выразителен художник, музыка необычайно соответствует тому, что задумал режиссер. Все здесь лаконично, все подчеркивает то, что происходит на сцене. Спектакль необыкновенно созвучен современности» (Э. Шик. Из протокола заседания секции критиков Омского отделения СТД, 30.04.1999 г.).

Всякая премьера петербургского режиссера была заметным событием омской театральной жизни.