Режиссеры

Андрей Максимов

Родился 24 мая в 1955 года. В 1985 году окончил Ленинградский Государственный институт Театра Музыки и Кинематографии (ныне СПГАТИ) (класс М.В. Сулимова). Живет и работает в Санкт – Петербурге в театре БДТ им. Г.А. Товстоногова.

В качестве главного режиссера работал в Кемеровском театре драмы (1985-1988), Новосибирском театре «Красный факел» (1988-1990), Красноярском театре драмы им. А.С. Пушкина (1994-1996).

А.Н. Максимов является постановщиком более тридцати спектаклей: «Скамейка» А. Гельмана (СТД, Ленинград, 1984), «Крестики-нолики» А. Червинского, «Свободная тема» А. Чхеидзе (ТЮЗ, Вологда, 1985), «Виноватые» А. Арбузова, «Мой друг» Н. Погодина, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана, «Музыканты» В. Гуркина, «Портрет» С. Мрожека, «Мурлин Мурло» Н. Коляды в кемеровском театре, «Танго» С. Мрожека, «Наш декамерон» Э. Радзинского, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира в «Красном факеле», «Горячее сердце» А.Н. Островского (Омский академический театр драмы, 1990), «Игрок» Ф. Достоевского (Русский драматический театр драмы, Вильнюс, Литва, 1991), «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи, «Убийство в Немуре» Р. Тома, «Правда хорошо, а счастье – лучше!» А.Н. Островского, «Санта Крус» М. Фриша, «Кадриль» В. Гуркина, «Через год в тот же день» Р. Слейда, «Безымянная звезда» М. Себястьяну, «Афинские вечера» П. Гладилина, «Ханума» А. Цагарели, «Деревья умирают стоя» А. Касона в Красноярском театре им. А.С. Пушкина и др.

С 1993 по 2008 гг. и с 2011 г. – режиссер БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Спектакли в БДТ им. Г.А. Товстоногова: «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова (1994), «Последние» М. Горького (1994), «Кадриль» В. Гуркина (1997), «Дорогая Памела» Д. Патрика (2001),«Черная комедия» П. Шеффера (2006), «Берендей» С.А. Носова (2007).

В театре “Галёрка” поставил спектакли: «Король Лир» по пьесе У. Шекспира (1996 г.). «Месяц в деревне» по пьесе И. Тургенева (2004 г.), «Поздняя любовь» по пьесе А. Островского (2008 г.), «Маленький спектакль на лоне природы» по пьесе С.Лобозерова (2009 г.), “Старый друг лучше новых двух” по пьесе А. Островского (2010 г.).

Режиссер Андрей Максимов- ученик Г. Товстоногова работает в Санкт-Петербурге  в Большом драматическом театре им. Горького. Но начинал он в качестве главного режиссера Кемеровского драматического театра. Потом  был главным режиссером Новосибирского государственного драматического театра «Красный факел».

У Андрея Максимова есть дар увлечь актеров оригинальным и многосложным решением ролей. Ему подвластны искусство мизансцен и понимание психологических нюансов взаимоотношений мужчины и женщины.

В 1996году Максимов был приглашен в «Галёрку» на постановку «Короля Лира».

«В спектакле мне хочется проникнуть глубоко в мир человеческих взаимоотношений.  В Лире соединены два начала: он  – король, властитель и …  человек. Разрушил король нормальное человеческое общение – и полный распад связей в стране, регионе, в собственном доме. Но ведь хочется думать о том, как после этого будут жить его и наши дети. Мне хочется сказать зрителю, что в мире есть разум, надежда, есть любовь и нежность, которые не диктуются властью и корыстными побуждениями» (Из  интервью «Омской правде» 14.02. 1996 г.).

«Работая над «Королем Лиром», я не могу не думать о нынешнем трагическом разрыве семейных связей из-за больной ситуации в России, о том. Что старшее поколение голосует за свои идеалы, совершенно не задумываясь, как после них будут жить дети, о том. Что человеческая жизнь все больше и больше обесценивается. В моем спектакле при всей его жестокости будет очень много лирики. И очень хочется верить. Что после просмотра трагедии в душах зрителей произойдет пусть крохотное, но очищение» (Из интервью газете «Вечерний Омск» 10 февраля 1996 г.).

Восемь лет спектакль не сходил со сцены «Галёрки» и актеры между собой называли его «долгожителем театра».

Во второй раз Максимов был приглашен театром в 2004 году. Теперь пришла очередь  лирика из лириков – Тургенева.

«Когда я читал Тургенева, думал, что он абсолютно несозвучен современной жизни. А потом понял, что он очень нужен именно сейчас. Потребность зрителей в тонких чувствах и любовных переживаниях огромна. И это может дать только театр. Жизнь пошла такая быстрая, рассчитанная. А герои Тургенева любят по – другому.        «Месяц в деревне» – пьеса современная. Она современна тем, что противоречит сегодняшней быстротечности. Мы пробегаем по жизни, мало что замечая. Любовь у нас случается быстро, дальше – семья, дети, и все пролетело. У Тургенева же действие развивается медленно, происходит душевное движение любви, преданности,  дружбы , страстей человеческих. Я очень рад, что актеры «Галёрки» так сосредоточенно работают над спектаклем, глубоко погружаются в текст. Для меня счастье, когда у актеров все получается, потому что в этой профессии развитие идет только через успех.

Товстоногов шел от того, что режиссура – наука. А театр – лаборатория, где нужно искать и делать открытия.              На спектакль «Месяц в деревне у «Галёрки» было всего полтора месяца. Но, кажется, атмосфера получилась» ( из интервью «Вечернему Омску» 16.04.2004 г.).

«Актеры сделали все, что от них требовалось,- говорил во время заключительных прогонов спектакля Андрей Максимов.- Теперь, главное, мне не подкачать!». И не подкачал. Спектакль можно было смотреть снова и снова. И всякий раз он окунал нас в волшебный мир чистой любви.

В третий раз Максимов был приглашен в «Галёрку» в 2008 году на постановку «Поздней любви» А. Островского».

«Я этот спектакль поехал бы ставить куда угодно. Александр Островский – это гениальный автор. Он не просто создает сюжет. Историю рассказать не составит труда. А вот язык… Островский ехал в театр, выбирал артиста и говорил: «Вот на него напишу пьесу. А тебе я сочиню маленькую роль, но очень выигрышную. Он любил актеров».

Андрей Максимов определил жанр своего спектакля, как «сцены из семейной жизни. В «Поздней любви» режиссера больше волновали вопросы нравственные, нежели социальные. Он хотел рассказать «про чувства», о любви, про то, что составляет самую главную часть жизни человека.

«Пьеса, над которой я сейчас работаю, говорит нам, что жизнь коротка, и надо ее осуществить. А состоится жизнь только через любовь.  Люди  уверовали, что богатство – это и есть настоящее, это и есть жизнь. А дело вовсе не в этом. Вот полюбила девушка бедного. И Островский говорит нам, а ведь им повезет, потому, что Бог поможет.

Я знаю, что зритель должен увидеть в моей постановке. Жизнь должна иметь радостную окраску. Надо переиначить жизнь в радостном направлении. Вот про это мы и делаем спектакль. Надо, чтобы душа отдыхала на спектакле, чтобы было хорошо, чтобы в сердце шла эта история о  «Поздней любви» (из интервью «Омскому Вестнику 18.06.2008 г.).

Развязка постановки со счастливым концом все-таки была неожиданна для публики. Драматург умно показал женскую душу, великое чувство поздней любви, изменившее все к лучшему. Режиссер с актерами выполнил сверхзадачу. На сцене Дома актера сыграли «Позднюю любовь» при аншлаге под аплодисменты и восторженное «Браво!».

В 2009 году Максимов осуществил в «Галёрке» постановку пьесы Степана Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы». Сам автор приехал посмотреть, как живут его произведения на омской сцене.

«Хорошую песню можно слушать и слушать, так и хороший спектакль живет в твоем сердце добрыми  воспоминаниями. Режиссеру Андрею Николаевичу Максимову удалось высветить глубинное в современном городском и деревенском человеке» («Красный Путь» 29.04.2009 г.).

Кстати, Лобозерову премьера в «Галёрке» понравилась.